Не наша война

На прошлой неделе выяснилось, что как минимум двое парней из Павлодарской области присоединились к сирийским повстанцам.

Буквально на днях журналистам стало известно о двух задержанных экибастузцах, которые успели добраться до раздираемой междоусобицей Сирии и даже побывать в лагере подготовки боевиков. Сейчас парней вернули на родину и вскоре будут судить за незаконное пересечение границы. Как нам объяснили, такой интерес к чужой войне вызван убежденностью некоторой части верующих людей в том, что они должны присоединиться к джихаду, якобы происходящему в этой арабской стране, и помочь своим единоверцам. Сейчас такие паломники отправляются в Сирию со всего мира. В том числе из Казахстана.

Мы попросили нашего давнего друга имама белой мечети Жолдаса Коспакулы объяснить читателям «Версии» сложившуюся ситуацию и высказать свое мнение об участии в военных действиях в чужой стране некоторых наших соотечественников.

- Для начала давайте разберемся, что такое джихад, - сказал имам, - само слово означает «усердие». Все ученые-богословы суннитского толка сходятся на том, что есть два вида джихада - большой и малый. Они ссылаются на один из хадисов, в котором пророк, вернувшись с войны, сказал: «Воистину, мы пришли из малого джихада к большому джихаду». Большой джихад - это, можно сказать, борьба с самим собой. Каждый человек должен давать гарантию на семь своих органов - имеются в виду глаза, уши, язык, руки, ноги, живот, половые органы. Например, если речь о языке, мусульманин не должен говорить что-то греховное, глазами не должен смотреть на то, что запрещено, руками и ногами не должен причинять вред другим, ходить в сомнительные места и так далее. Верующий должен гарантировать, что будет хранить все эти части тела и противостоять шайтану. В Судный день эти органы будут свидетельствовать против нас либо же оправдывать нас, если человек вел себя так, как завещано. Борьба со страстями, пороками, противостояние злу, можно сказать, любое благое дело, правильное поведение, чистые мысли - это и есть большой джихад.

- А малый джихад?

- Это война. Если внимательно посмотреть жизнеописание пророка, мы увидим, что Мухаммед совершал газават, то есть военные походы, восемьдесят раз. Ученые говорят, что только семь раз он принимал участие в боях, причем в основном это была самозащита, остальные семьдесят три раза пророк проповедовал. Сейчас пророка часто пытаются выставить агрессором, убедить, что он внушал ужас людям, и под угрозой мечей народы принимали ислам. Мухаммед был послан в мир, чтобы распространять милосердие. Он призывал к исламу, но не насаждал его насильно. Другое дело, когда враги ислама хотели уничтожить или разрушить очаг пророка, тогда приходилось прибегать к обороне. Но в первую очередь в исламе идет речь о борьбе с самим собой, а не с другими.

- Когда мусульмане должны переходить к малому джихаду?

- Мы не должны забывать, что джихад опирается на одного человека. Этого человека мы называем амир, он лидер народа, государства, где живут мусульмане, то есть в нашем случае - это президент страны. Если амир скажет, что идет враг извне, который хочет разрушить наш очаг, захватить нашу землю, сделать нас рабами, тогда каждый должен выйти на защиту своей родины. Но если амир не говорит ничего подобного, выходить на малый джихад запрещается шариатом.

- То, что сейчас происходит в Сирии, считается джихадом?

- Там никакого ислама нет, потому что политического ислама не бывает, смешивать эти понятия нельзя, чтобы какие-то грязные игры не творились под флагом ислама. Но радикалы делают это, прикрываясь сурами Корана, словами пророка, они пытаются оправдать свои действия, они говорят, что мы все должны присоединиться к ним, и распространять ислам силовыми методами. На их призывы, к большому сожалению, откликаются и наши граждане. Но, если ты живешь в Казахстане, к примеру, и хочешь нести людям ислам, ты можешь делать это мирным путем - закончить медресе, религиозный университет, написать диссертацию, издавать книги, работать в мечети - этого ведь никто не запрещает. Но есть лжепроповедники, которых наша молодежь слушает в Интернете, не задумываясь о том, кто они, где находятся, откуда получили свои знания. Эти люди призывают к войне, говорят, что это священный долг каждого мусульманина, но их не нужно слушать и идти за ними нельзя. Духовное управление мусульман Казахстана издало фетву (решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, основываемое на принципах шариата и на прецедентах мусульманской юридической практики - прим. авт.), в которой говорится, что никакого джихада в Сирии нет. В своих проповедях мы объясняем позицию нашего духовенства по этому вопросу.

То, что происходит в Сирии - это гражданская война, но устроена она не сирийцами, а некими третьими силами, которые, видимо, заинтересованы в войне. Возьмите Тунис, Египет, Ливию, теперь и Сирию - ведь все эти страны разрушили и продолжают разрушать извне. Это большая политика, о которой мы, простые люди, я так думаю, по большому счету, не имеем представления.

- Если бы джихад имел место в Сирии, должны ли верующие из других стран присоединяться к нему?

- В исламскую организацию входят пятьдесят семь стран, и у каждой есть свой муфтий, свой амир. Им мусульмане должны подчиняться и не начинать малый джихад без их слова. Если верующие хотят помочь сирийцам или другим единоверцам, переживающим войну, они должны читать намаз и просить Аллаха, чтобы в той стране были мир и покой. Но идти туда, поверив каким-то неизвестным шейхам, либо каким-то сомнительным фактам, запрещается.

- Значит, наши парни должны остаться дома.

- Да, должны оставаться дома, поднимать уровень своих знаний, своей грамотности. Бывает, что наша молодежь ищет экстрима, парни кричат, что они жаждут джихада, жаждут смерти. Но в исламе речь не идет о жажде смерти, ислам говорит, что человек должен жаждать богоугодных дел и милосердия. 

Поделиться
+1