Десять лет отмечает симфонический оркестр Павлодарской областной филармонии имени Исы Байзакова. То, что ещё недавно казалось невозможным, сегодня подтверждается аншлагами: на концертах негде яблоку упасть, у оркестра всегда новая программа, и он совершенно не имеет комплекса провинциальности. Как ему это удалось? Все ответы – у музыковеда павлодарского симфонического оркестра Натальи Земляковой.
Три кита
- Десять лет для павлодарского музыкального коллектива - срок немалый. И в том, что оркестр дожил до первого юбилея, угадываются признаки возрождения классического искусства в наших широтах. Что послужило предтечей столь удачного в плане долгожительства и популярности проекта?
- Оркестр был создан по инициативе департамента культуры - назрела необходимость вывести запросы павлодарцев на новый уровень. В Павлодаре, если вы помните, была замечательная филармония, считавшаяся одной из лучших концертных организаций по всему Союзу. Было чем гордиться. И в те времена, когда работали директор филармонии В.Линчевский, музыковед Т.Кузина, сформировалась определенная публика, которая после развала филармонии очень соскучилась по настоящему искусству и хотела слышать шедевры в живом исполнении. В городе уже существовали легендарный оркестр русских народных инструментов под руководством Геннадия Андреса, джазовый оркестр Виктора Шейкина, оркестр казахских народных инструментов, а ниша классической симфонической музыки оставалась незаполненной.
Скажу, может быть, мистическую вещь. Когда я вела первый концерт этого коллектива, мы говорили, что оркестр, наверное, состоится, потому что создан он в год 65-летия Павлодарской области. То есть в такой юбилейный год - и создается такой коллектив! На волне! Это было эпохальное событие и потому, что павлодарский симфонический оркестр стал четвертым на всю республику. И наличие такого полного, не камерного, оркестра сразу подняло статус области совершенно на другой уровень. В культурном рейтинге область с симфоническим оркестром и без него - это две разные позиции. И вот на следующем юбилейном этапе Павлодарской области мы говорим: «Состоялся!» Потому что сформировалась публика, и не было ни одного провального концерта за десять лет. Когда к нам приезжают музыканты из России, из столичных городов, они удивляются, потому что, выходя на сцену, видят полный зал. А в конце выступления слышат такие аплодисменты, энергетически чувствуют такую любовь, что просто поражаются! Такого давно нет в наших столицах. И этим можно гордиться.
- Чувствуется, что публика подготовленная.
- Конечно. Причем эта подготовка в значительной степени формируется во время концертных программ. После выступлений ко мне часто подходят зрители, люди рабочих профессий, и говорят: «Мы никогда не знали, что у нас такое есть. Мы будем приходить снова и снова!»
- Хорошо, что всегда находятся те, кто не утратил способность удивляться.
- И коллектив умеет удивлять! Потому что запрос области - это лишь первый фактор создания такого уникального оркестра. Второй фактор - в город вернулся Болат Сагатович Рахимжанов. Наш земляк, он некоторое время работал в Болгарии, дирижировал разными оркестрами в других городах Казахстана. То есть с его приездом появился высококлассный дирижер с большим опытом.
- Совпадение?
- Что первично: курица или яйцо - это загадка как раз для этого случая. В воздухе витал запрос о создании симфонического оркестра, и в это же время появился Рахимжанов.
Есть понятие харизмы дирижера. Рахимжанов не был пришлым человеком, в городе у Болата Сагатовича оставалось много друзей, коллег, с которыми он и создал симфонический оркестр. Это выпускники Павлодарского музыкального колледжа им. П.И. Чайковского, прошедшие также консерваторское обучение и вернувшиеся поднимать культуру в родных краях. Первые годы работали на энтузиазме: и виолончелисты, и скрипачи - все очень помогали своему художественному руководителю. Потому что коллектив - это, прежде всего, не сопротивление своему руководителю, а доверие! И этим доверием Рахимжанов обладал и обладает сполна. Благодаря этому сложился коллектив единомышленников. Он и до сих пор на 99 процентов состоит из выпускников музыкального колледжа, с которых начинался оркестр, и новички приходят в основном оттуда же.
Дальше хочу отметить третий фактор, в котором большая прелесть этого коллектива. Сейчас в консерваториях и академиях начали готовить менеджеров по концертной деятельности. Антрепренеров на новый лад. Но они придут еще не оперившиеся, без практики, без знания, как раскрутить коллектив, тем более классический. У павлодарского симфонического оркестра с первых дней был грамотный менеджмент: каждый концерт предваряет хорошая реклама, зал подготовлен в плане эстетики и - благодаря приглашенным на эстрадно-джазовые программы высококлассным звукорежиссерам - акустически выверенное звучание. Проходит серьезный подбор солистов. Всю эту организаторскую сторону держит в своих руках Ирина Джамшидовна Рахимжанова, супруга Болата Сагатовича.
Вот благодаря всем этим составляющим невостребованная ранее музыка и начала показывать свою вечно высокую планку.
Аллея звезд
- Не будем забывать и о тех гостях Павлодара, которые выступают с симфоническим оркестром и показывают мировой уровень исполнительского мастерства. Кем было заведено приглашать всех этих звезд?
- Формирование звездного состава приглашенных солистов и дирижеров - инициатива художественного руководителя оркестра. За годы работы у Болата Сагатовича наработались личные связи с музыкантами, известными в масштабах мировой сцены. Именно эти его знакомства позволили и павлодарской публике узнавать великих исполнителей.
Это и великий скрипач и дирижер из России Сергей Стадлер, и казахстанский музыкант, ныне американский скрипач Владимир Де, и Джузеппе Нова - флейтист из Италии, лауреат международных конкурсов и руководитель престижного итальянского фестиваля, и казахстанский скрипач-виртузоз и дирижер Марат Бисенгалиев, живущий в Лондоне… Оркестр также открыл нашему городу потрясающего пианиста Евгения Михайлова. Профессор Казанской консерватории, заслуженный артист России, Михайлов покоряет слушателей по всему миру. Он выдающийся музыкант современности, давший более семисот концертов и подтвердивший постулат о том, что для мирового признания не обязательно быть москвичом или петербуржцем. Это гениальный пианист. Такого проникновенного пианиссимо профессиональные музыканты не слышали давно.
Нескольким приглашенным гостям доверялось и дирижировать нашим оркестром. Рахимжанов не узурпатор и охотно уступает свое место по той причине, что каждая встреча с солистом или дирижером для оркестрантов - мастер-класс. Когда коллектив только образовался, с ним всего несколько дней работал гениальный дирижер Ренат Салаватов. В программе тогда еще молодого оркестра была заявлена сложнейшая симфония Дворжака, где метроритм играл колоссальную роль. Салаватов настроил механизм, дал пульс, который почувствовал весь оркестр. И сыграли потрясающе! Шестую симфонию Чайковского, сложнейшую для исполнения, продирижировал с нашим молодым коллективом Стадлер. И зал слушал не школьное исполнение, а трактовку великого произведения мировой классики.
Каждый этап такого руководства и таких сложных произведений помогает коллективу повышать уровень. И вот уже другие дирижеры готовы к сотрудничеству, рады играть с этим коллективом и приезжать снова и снова. Когда Павлодар посетила Роза Рымбаева, ей аккомпанировал симфонический оркестр. Удивившись тому, что у нас есть такой коллектив, она выразила желание сотрудничать с нами и дальше.
- Получается, направление взято не только на классическую музыку?
- Да, за десять лет у коллектива сформировалось два пути: с одной стороны, он делает классические программы, с другой - выступает как эстрадно-симфонический оркестр. Это расширяет возможности и для работы оркестра, и для тех же эстрадных и джазовых исполнителей, которых мы открываем для Павлодара. Одно из таких открытий для наших слушателей - Даниил Крамер, величайший музыкант современности, который отыграл уже несколько джазовых программ с нашим оркестром. Это вокалист из Израиля Нати Гейл и потрясающий тенор из Санкт-Петербурга Дмитрий Даниленко, вокалист Саиль Татубаев и эстрадно-джазовая скрипачка Джамиля Серкебаева…
Горизонты расширяются
- Но ведь эксперименты симфонического оркестра приглашенными звездами не ограничиваются?
- Оркестр постоянно находится в поиске, потому что помимо сборных идут и тематические программы. У нас было два театрализованных рождественских концерта: «В гостях у Снежной королевы», с привлечением профессиональных актеров, и «Сказка, рассказанная дирижерской палочкой», с призами и выступлениями маленьких зрителей на сцене. Сам дирижер принял участие в действе, выступив в роли Шахриара, которому Шехерезада рассказывает сказки. Конечно, нужно вспомнить и программу «Песни, опаленные войной» ко Дню Победы, где ветераны сидели со слезами на глазах…
Были и уникальные концерты. Мы первые на постсоветском пространстве отметили 70-летний юбилей Эдуарда Артемьева. В Москве отменили концерт, посвященный его музыке: он по контракту с Голливудом не имел права проводить концертную деятельность и в это время должен был находиться в Голливуде. А в Павлодаре юбилей состоялся. Была прямая телефонная связь с самим композитором, он общался с залом. И на протяжении всего концерта звучала его гениальная музыка к кинофильмам «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Сибирский цирюльник», «Раба любви» и т.д. Это было событие для Павлодара!
Оркестр вообще держит руку на пульсе времени: справляет весь мир юбилей Верди и Вагнера - их музыка звучит в его программе. Также к 140-летию Сергея Рахманинова оркестр подготовил его Второй концерт, который прозвучит в Астане на юбилейном выступлении симфонического.
- А своим землякам в юбилейный год оркестр приготовил новый сюрприз?
- Да, 3 ноября оркестр в очередной раз удивит павлодарцев. Вместе с ним выступит санкт-петербургский молодой музыкант Александр Митенев на удивительном инструменте - бандонеоне (на фото внизу). В мире таких исполнителей - единицы.
Бандонеоны, небольшие гармошки, были созданы в Германии, чтобы аккомпанировать в протестантских церквях, где не было органа. А потом вместе с иммигрантами этот инструмент переселился в Аргентину и стал популярен в публичных домах, в самых низах аргентинской столицы, Буэнос-Айресе. Потом стал голосом танго. И получил второе рождение и всемирное признание во второй половине 20 века, когда для этого инструмента стал писать музыку Астор Пьяццолла.
Собственно основная часть программы и будет состоять из произведений великого музыкального реформатора Пьяццоллы. Он ведь не только изменил традиционное танго вливаниями классики и джаза, но и написал множество произведений в других жанрах, например, концерт для бандонеона с оркестром. Так что павлодарцев ждет настоящий праздник!
От души к душе
- Оркестр удовлетворяет запросы только определенной прослойки утонченных ценителей «чистой» классики или практикует ее осовременивание?
- Классический - это уже значит образцовый. Не подлаживаться под публику - это одна из позиций оркестра. Слушатели общаются с автором, с тем подтекстом, которое несет произведение. И даже эстрадные программы у нас построены не на попсе, а на классике эстрады, джаза. Конечно, мы пока еще не доросли до уровня Запада, где концерты классической музыки проходят без музыковеда, бесплатно, на открытых концертных площадках. Мы пока еще объясняем произведения: это старая школа филармонии - люди привыкли, чтобы им понятно объясняли сложное. Но я считаю, если произведение достойно исполнено, оно не всегда требует словесной интерпретации. Потому что во время исполнения чистой классики возникает та энергетика, то зрительское восприятие, ради которого она пишется. К примеру, божественное пианиссимо - не метафора. Это когда акустически создается хрустальный мир, в котором вы пребываете. Звуки, как капельки, висят между вами и оркестром…
Я на днях наблюдала потрясающую сцену: неподготовленная молодая публика, перед ней выступает великий музыкант Евгений Михайлов, и зал заворожен! То же происходит на выступлениях симфонического оркестра. Мне не приходится говорить: «Слушайте!», или «Внимание!», или «Это шедевр!» Музыка имеет свой язык, который понятен на уровне интонаций, подсознания. Это доказано психологами. И в зависимости от того, с каким настроем мы пришли, как развито наше подсознание и, самое главное, есть желание понять или отринуть, - контакт происходит или нет.
В одной из программ звучал Восьмой квартет Д.Шостаковича, это одна из самых сложных философских вещей в истории музыки. И слушатели были потрясены глубиной трагедии, которая была в Восьмом квартете. Я уже говорила про Шестую симфонию Чайковского… Эти рыдания могут заставить думать, переживать, страдать вместе с Чайковским и, возможно, испытать тот катарсис, ради которого существуют такие шедевры. Переживания в музыке - не физиологического плана, они возвышают душу. Поэтому, исполняя Шостаковича, Чайковского, Пятую симфонию Бетховена, оркестр воспитывает наши высокие чувства, не заигрывая с мелкими, сиюминутными. От души к душе путь короткий. В этом миссия искусства, и павлодарский оркестр у него на службе.