Лей - не жалей!

Если верить директору специализирующейся на дезинсекции фирмы «Service Company SC» Людмиле Образцовой, два года подряд в Павлодаре разбавленным препаратом, который пригоден для истребления комаров, травили мошек. В итоге павлодарцы не знали, как спастись от назойливых насекомых, а народные деньги - сотни миллионов тенге - бестолково растворились в Иртыше. Ну, или эффектно осели в чьем-то кармане.

При попустительстве местного департамента госсанэпиднадзора в реку напрасно «слили» около 180 миллионов тенге - заявляет Людмила Юрьевна. - Существуют два препарата, которыми обычно травят личинок насекомых, - поясняет она. - Один из них, «Бактицид», используется против комаров и применяется в стоячей воде, глубина его воздействия всего один метр. Можете представить себе этот процесс: Иртыш разливается, потом снова отходит, а после половодья остаются так называемые «зеркала» - маленькие озерца, где развиваются личинки комаров. Вот их и травят «Бактицидом», причем, прошу заметить, препаративная форма этого средства - порошок.

- Личинок мошек, как я понимаю, травят чем-то другим?

- Гораздо более дорогим средством, которое называется «Вектобак». Личинки мошек находятся в самом Иртыше, и чтобы их протравить, надо грузиться на баржу и выливать тонны «Вектобака» в реку. Что же было сделано в 2010 и 2011 годах? Для травли личинок мошек порошок «Бактицид» развели водой, изготовив водную суспензию. Она, во-первых, должна была быть разведена в лаборатории, а не кустарным способом, а во-вторых, даже если бы суспензия была приготовлена в лабораторных условиях, все равно применяться для травли личинок мошек не могла: водная суспензия «Бактицида» не зарегистрирована в реестре РК среди разрешенных средств дезинсекции.

- Почему это всплыло только в этом году?

- В свое время мы обращались по этому поводу в прокуратуру и финполицию, но они сказали, что не находят никаких нарушений, хотя, по нашим расчетам, государству был нанесен значительный ущерб, порядка 180 миллионов тенге.

- А причем тут департамент комитета госсанэпиднадзора?

- Руководство этого департамента, во-первых, сначала не воспрепятствовало травле мошек «Бактицидом», хотя достаточно было прочитать инструкцию и запретить выливать его в Иртыш.

- А во-вторых?

- А потом они уже сами рекомендовали использовать «Бактицид» вместо «Вектобака», и в этом мы усматриваем, как минимум, непрофессионализм, вследствие которого были напрасно потрачены выделенные бюджетом внушительные суммы на борьбу с личинками насекомых.

- Почему вы решили вспомнить эту историю спустя два года?

- Потому что в этом году столкнулись с другой скандальной ситуацией, когда тендер оказался «заточен» под одну конкретную фирму. Дело в следующем: единственным дистрибьютором «Вектобака» на территории Казахстана является литовская фирма, кроме нее никто не имеет права распространять этот препарат. В этом году одним из условий тендера стало требование, чтобы участники конкурса представили документы, подтверждающие происхождение товара и наличие закупаемой товарной массы от производителя или дистрибьютора, оригинал или нотариально заверенную копию.

- А это незаконно?

- Да, это нарушение прав участников, потому что литовская фирма вдруг захотела сотрудничать только с одним из конкурсантов и отказалась представлять документы другим предприятиям. Таким образом, все фирмы, кроме одной, автоматически не смогли бы бороться в конкурсе. Это, собственно, и произошло: конкурс был признан не состоявшимся, и ДКГСЭН объявил закуп из одного источника, а в этом, как нам кажется, можно усмотреть признаки коррупции.

- Как вы отреагировали?

- Мы заранее, еще до конкурса, написали в фининспекцию письмо, они пришли в СЭС с проверкой и выдали им представление: условия, которые вы выдвигаете, незаконны. Однако руководство СЭС, можно сказать, проигнорировало финансовую инспекцию и поступило по уже составленному сценарию. Что сделали мы? Подали иск в экономический суд и выиграли его. Что сделали они? Составили апелляцию. Все делалось для того, чтобы потянуть время. ДКГСЭН этим временем и воспользовался: они приняли «Вектобак» и быстро его израсходовали. Ну, а мы пошли пусть и долгим, но законным путем, последовательно добивались правды в суде, выиграли апелляцию, а в минувший вторник - и кассацию. Договор, который был заключен между СЭС и фирмой, поставившей в этом году «Вектобак», признан недействительным. Сумма в 123 миллиона тенге (она наверняка была бы снижена, если бы состоялся демократичный конкурс), которую ДКГСЭН должен был выплатить за «Вектобак», арестована в казначействе. Дальше будут неприятности и у ДКГСЭН - из-за неосвоения бюджета, и у фирмы-победительницы: ей не выплатили деньги за поставленный товар.

Сотрудники санэпиднадзора между тем утверждают, что никакого отношения к промашкам двухлетней давности не имеют и настаивают, что в этом году тоже были правы, выдвинув дополнительное условие к конкурсу.

- По поводу ситуации с «Вектобаком» и «Бактицидом» в 2010 и 2011 годах я ничего не могу сказать, потому что департамент не приобретал препарат для обработки насекомых, - рассказала юрист ДКГСЭН Динара Тулеубаева. - Вот если бы мы сами организовывали конкурс, то да, мы бы несли за него ответственность, а так - какой с нас спрос? Обязанность приобретения препарата была вменена нам только в 2012 году. До этого проведением конкурсов, тендеров занималась республика. И - нет, мы никому не рекомендовали закупать этот препарат («Бактицид» - авт.). А вот когда сами стали организаторами тендеров, то закупали «Вектобак» от мошек, последние два года их травили этим средством.

- По поводу тендера этого года - ТОО «Service-Company SC» обвиняет ДКГСЭН в том, что были выдвинуты нечестные условия для конкурсантов.

- В ходе судебных процессов я сама делала запрос в министерство финансов, где спросила, вправе ли мы требовать документы от производителя или дистрибьютора препарата, подтверждающие, что товар в наличии есть, и он будет поставлен своевременно. Нам ответили, что мы имеем право выдвигать такое условие. Но судьи посчитали иначе, и с ними не поспоришь. На сегодняшний день иск к нам удовлетворен. Однако хочу заметить, что и у нас есть претензии к ТОО «Service-Company SC»: в этом году мы признали их недобросовестным участником госзакупок, потому что они не выполнили свою работу, саботировали обработку Иртыша. Теперь они на два года лишились права участвовать в госзакупках. Нам непонятно, почему они так пристрастно относятся к ДКГСЭН, мы знаем только то, что последние два года, когда мы отвечали за закуп препаратов для травли мошек и комаров, обработка была проведена эффективно, успешно, и жалоб от населения не поступало.

С последним утверждением юриста ДКГСЭН рядовые павлодарцы могли бы и поспорить. Отсутствуй в городе летом докучающие комары и мошки - никто бы, наверное, и не стал никогда считать, сколько миллионов на устранение их потратили. Но горожане недовольны работой по истреблению насекомых. И описанный выше скандал, как нам кажется, всего лишь лишнее подтверждение тому, что в борьбе с мошками и комарами в Павлодаре далеко не все в порядке. А конфликт, между тем, только набирает обороты - впереди у сторон, скорее всего, еще не один судебный процесс. В тяжбы, наверняка, будет вынуждена втянуться и выигравшая оспоренный тендер карагандинская фирма, которой остался должен санэпиднадзор. Не исключено, что подключится к теме финпол. И нас, как жителей Павлодара, больше всего беспокоит то, что все эти разбирательства могут серьезно затруднить проведение дезинсекционных мероприятий в будущем году, а тогда - ни комаров, ни мошек меньше не станет.

Поделиться
+1