Областной фольклорно-этнографический ансамбль «Аль-Аки» отметил свое двадцатилетие. Говорит руководитель коллектива Жаскайрат Орынбаев:
- Из ныне действующих областных музколлективов профессионального уровня наш «Аль-Аки» имеет самый большой скажем стаж. В 1990 году к нам в колледж приехал работать выпускник алмаатинской консерватории Нурболат Ахметжанов. Будучи подвижником своего дела, он вышел напрямую на тогдашних руководителей алюминиевого завода Акимкулова Балтабека Кожабаевича и Алькенова Асхата Алькеновича и попросил их помочь в создании казахского фольклорно-этнографического ансамбля. Не знаю, чтобы ответили руководители крупных промпредприятий на такое предложение сейчас. Но тогда время было романтическое. И просьба Нурболата Кадыровича получила активную - хочу особо подчеркнуть – поддержку. Завод взял на свой баланс новый оркестр, аккуратно выплачивал зарплату, отпускные оркестрантам, купили инструменты, сшил костюмы, выделил комнату для репетиции. И наш ансамбль «Аль-Аки» (название дали по первым трем буквам фамилий руководителей-меценатов) несколько лет работал под патронажем алюминщиков.
«НВ»: Чем ваш фольклорно-этнографический ансамбль отличается от просто домбрового оркестра?
Ж. Орынбаев: Они делают общее дело – раскрывают прекрасный мир музыки казахского народа. Только фольклорно-этнографические коллективы стали создаваться гораздо позже. Одним из первых музколлективов этого направления стал сегодня уже академический фольклорно-этнографический оркестр «Отрар-сазы», создателем и руководителем которого был замечательный дирижер-композитор народный артист СССР Н. Тлендиев. Большая роль в идее создания фольклорно-этнографических коллективов принадлежит алмаатинскому профессору-музыковеду Болату Сарыбаеву. Для русскоязычных читателей вашей газеты, наверное, будет интересно узнать, что в течение многих десятилетий Болат Шамгалиевич исследовал и собирал многие считавшиеся прежде забытыми древние казахские музыкальные инструменты – где-то более 250 их видов. Вместе с известным народным умельцем О. Бейсенбаевым он многие из них усовершенствовал или воссоздал заново. На базе коллекции Б. Сарыбаева в южной столице был создан знаменитый музей инструментов. При нем уже многие годы действует ансамбль фольклорно-этнографической музыки «Сазген». В Алма-Ате есть еще ансамбль «Адырна». Успешная работа этих двух коллективов для нас хороший пример. Так что относительное своеобразие фольклорно-этнографических коллективов прежде всего заключается в том, что они с помощью старинных народных инструментов более глубоко передают своеобразие музыки прошлых веков. При этом так же проникновенно и лирически тонко фольклорно-этнографические ансамбли могут исполнять другую, в том числе и современную, музыку.
«НВ»: К сожалению, в интернете практически сведений об ансамбле «Аль-Аки». Пожалуйста, расскажите о нем подробнее.
Ж. Орынбаев: После Н. Ахметжанова несколько лет «Аль-Аки» руководил Т.Каримов, а с 2004 года – я. Сейчас в ансамбле 15 человек. Из всего богатого многообразия древних казахских инструментов в нашем ансамбле представлены следующие его виды: домбра, кобыз, қыл-кобыз, шертер, саз-сырнай, жетиген. И уже более многим знакомые аккордеон, контрабас, ударные, прима-домбра. Конечно, хорошо бы еще добавить кое-какие инструменты. Но они стоят немалых денег. Хорошая домбра стоит более 200 тысяч, обычная – в пределах 10-15 тысяч и т.д. У нас сегодня больше дешевых. Поэтому их надо чаще менять, что очень не просто. Но все равно мы благодарны управлению культуры, в чьем ведении сейчас находимся. Вот на юбилей сшили новые костюмы.
«НВ»: Костюмы, конечно, это хорошо. Но все же инструменты для ансамбля главнее. Недавно у нас выступал ансамбль «Камерата Казахстана», инструменты для его музыкантов закупали на торгах в Лондоне. Конечно столица, другой уровень... И все же. Кстати, в отношении дефицита у павлодарских музыкантов хороших инструментов и много другого был более откровенен в интервью «НВ» ваш оркестрант Аманжол Жумалин. Он несколько лет руководил вторым павлодарским фольклорно-этнографическим ансамблем «Шанырак сазы» при Доме народного творчества «Шанырак». И в значительной мере в знак своего несогласия с отношением к ним некоторых чиновников он отказался дальше руководить «Шанырак сазы». «По сути, - сказал он, - из-за отсутствия нужных качественных инструментов коллектив не может выполнять свою задачу как фольклорно-этнографический ансамбль».
Ж. Орынбаев: Без комментариев. Между тем наш «Аль-Аки» довольно успешно выступает на традиционных областных и республиканских конкурсах в Астане и Алма-Ате. Мы даже были лауреатами конкурса «Шабыт». Благодаря усилиям павлодарских музыкантов-народников мы постепенно преодолеваем долгое время бытовавшее мнение, что на домбре, других казахских музыкальных инструментах лучше всех играют на юге и западе республики. Сегодня павлодарские народники твердо в числе лидеров. Мы были победителями проходившего в Павлодаре международного фестиваля фольклорно-этнографических коллективов «Иртыш - река дружбы».
«НВ»: Цели и замыслы у организаторов фестиваля были неплохие. Но по мнению специалистов, даже членов жюри, в том числе Назымбека Дукенбая, тогдашнего заведующего кафедрой музыкального исполнения ПГУ им. Торайгырова – организация и состав участников весьма были далеки от этих целей. На фестиваль просто собрали всех народников. А фольклорно-этнографических коллективов как таковых, кроме «Аль-Аки» и «Шанырак сазы», там и не было. Почему не пригласить сюда из Алма-Аты те же «Отрар сазы», «Сазген». Их выступления для всех стали бы прекрасным мастер-классом.
Ж. Орынбаев: Ну что делаешь, раз так получилось. Не знаю, состоялся ли фестиваль «Иртыш – река дружбы» в этом году. Но мы, во всяком случае, не принимали участия. Перечисленные же профессиональные алмаатинские фольклорно-этнографические коллективы время от времени к нам в город приезжают, я и мои оркестранты стараемся не пропускать их концерты. Именно там мы набираемся опыта. Ведь в нашем ансамбле играют в основном выпускники нашего музколледжа. И выступления оркестрантов столичных академических коллективов, их мастер-классы – здесь большое спасибо директору колледжа В.П. Денисенко – для всех большое подспорье. Ведь у нас в колледже нет преподавателей по некоторым старинным казахским музыкальным инструментам. Везде они в большом дефиците. И поэтому зачастую оркестранты сами осваивают искусство игры. Ничего, получается. Вот Жанболат Бастамеев сам научился играть на бас-домбре. Приятно и то, что в этом году, наконец, мы нашли преподавателя по шертеру. Это Ерсаин Басыгыраев.
«НВ»: А как вы сами, Жаскайрат, пришли в музыку?
Ж. Орынбаев: Я сам из Актогайского района, бывшего совхоза «Ауельбек». Со школьных лет, как многие казахи, немного играл на домбре. Потом к нам, как истинный музыкант-подвижник, переехал жить и обучать детей музыке известный домбрист Шакен Ракишев. И до нас, и после он постоянно переезжал из села в село, создавая оркестры казахских народных инструментов. Так вот с помощью Шакен-ага наш совхозный оркестр в 1985 году стал народным, неоднократно участвовал на конкурсах в Алма-Ате, других городах. А я же, благодаря моему первому наставнику, сначала окончил наш музколледж, а потом Алма-атинскую консерваторию, стал профессиональным музыкантом.
«НВ»: Вы уже не в первый раз упоминаете о подвижничестве. Подвижничество и профессионализм – как могут быть связаны для музыканта эти понятия?
Ж. Орынбаев: Без подвижнического отношения к своему делу хорошего музыканта не будет. Этому я учу своих оркестрантов и студентов в колледже. Если бы мне, например, предложили другую, более высоко оплачиваемую, работу не по специальности, я вряд ли согласился бы. И я не понимаю тех, кто исходит из принципа «сколько мне платят, столько я и работаю». Если он на полставки – значит, и не на все репетиции можно ходить. Это неверно. Поэтому я обеими руками за контрактный метод работы с оркестрантами.
«НВ»: Сколько у вас в неделю репетиций и как часто выступаете?
Ж. Орынбаев: В неделю три репетиции по три часа. Что же касается концертов, то мы участвуем почти во всех городских, областных мероприятиях. А своих концертов даем не много. Дело в том, что и слушателей старинной казахской музыки не так уж много. Поэтому я лично считаю, что для нас более приемлемо участие в концертах-«солянках».
«НВ»: Каков репертуар вашего ансамбля?
Ж. Орынбаев: Сейчас оркестры казахских народных инструментов довольно часто экспериментируют с репертуаром, выступают с другими коллективами. Особенно известен на этом поприще столичный ансамбль «Улы-Тау». Я не сторонник такого экспериментирования. Конечно, надо контактировать с разными коллективами, расширять свой репертуар. Вот например, мы совсем недавно с ансамблем разучили популярную «Поладио» Карла Дженкинса. Но наше основное направление – старинная казахская музыка.
«НВ»: Можно ли сказать, что у вас свой стиль руководства ансамблем и дирижирования?
Ж. Орынбаев: Если говорить о стиле дирижирования, то в камерных оркестрах имеются свои особенности - зачастую здесь роль дирижера так такового минимальна. Он большей частью выступает как солист, лишь время от времени направляя своих коллег. К примеру, как Шуцман или Боренбойм-младший незаметно управляют своими камерными коллективами. Но для этого оркестранты должны быть весьма подготовленными. Поэтому работы у всех нас непочатый край.
«НВ»: И чтобы оркестр развивался, нужны гастроли.
Ж. Орынбаев: Кроме конкурсных выездов в Алма-Ату, Астану, не так давно мы принимали участие в праздновании Дня города в Петропавловске. Конечно, этого мало. Три раза мы пытались съездить на традиционный фестиваль фольклорно-этнографических коллективов в Болгарию. Не получилось. Но мы не отчаиваемся. Все впереди.