НОЯБРЬСКИЕ МГНОВЕНИЯ

Ноябрьский календарь культурной жизни в Павлодаре был отмечен некоторым числом довольно рутинных событий, которые не стоят особого внимания. И все-таки этот месяц подарил павлодарцам и яркие события значительного характера.

В начале месяца, в рамках культурного обмена между Казахстаном и Россией, в Москву со своими художественными полотнами отправился  павлодарский художник Виктор Поликарпов. И там, в стенах МХТ имени Чехова, в течение нескольких дней работала выставка его графических работ. А в конце ноября уже в стенах павлодарского художественного музея в честь 75-летнего юбилея Виктора Поликарпова открылась и работает его персональная выставка «Родительница степь».

- Когда мы оказались в зале великого МХАТа, в центре России, в сердце русской культуры, в зале, где со стен смотрят Станиславский, Книппер-Чехова, Грибов, Качалов…, первым у меня было ощущение фантастичности этого события, - вспоминал Виктор Федорович свои московские впечатления на павлодарском вернисаже. - Но я все-таки понял, нам есть, что показать в этом великом зале. Наши ценности – наш рассказ о земле, уникальной земле, где мы с вами живем. Ничего подобного, насколько я могу себе представить, нигде нет. В душе человека, его главный рычаг – это родная земля и любовь к родной земле. Я думаю, это есть и в моей серии «К поэзии Павла Васильева». Когда я прикоснулся к магии его стиха, я ощутил великую любовь поэта к нашей земле, к Иртышу. Никто и близко в поэзии не смог с такой любовью рассказать об Иртыше, о степи, о людях, которые здесь живут. И мне хочется перейти на васильевскую поэзию: «Прислушайся, как нервно сердце бьется Степной страны, раскинувшейся тут, Как облака тяжелые плывут Над пестрой юртой у колодца. Кричит верблюд, и кони воду пьют…». С какой любовью это сказано! И я почувствовал, что то, что мы можем рассказать москвичам о нашей земле, то, что я попытался, оно уместно, потому что это может быть предъявлено всему миру.

Пусть не всему миру, но столице Казахстана в эти ноябрьские дни предъявляли свое мастерство актеры павлодарского русского театра драмы имени Чехова. Это были трехдневные гастроли на столичной сцене с тремя спектаклями: «Зверь» по пьесе Гиндина и Синакевича в постановке режиссера Олега Белинского, «Предложение» по Чехову – в качестве режиссера выступил актер  Дмитрий Доморощенов и «Женитьба» по Гоголю в постановке Игоря Меркулова. Спектакль «Зверь» - премьера прошлого, 68-го, сезона, интересная работа режиссера и театра, приглашение к непростому разговору и серьезным размышлениям об ответственности каждого, самого обычного человека, за нормальную жизнь на земле и жизнь самой земли. «Предложение» и «Женитьба» - премьерные спектакли этой осени.  

Водевиль «Предложение» привлекателен тем, что ставил его молодой актер, который не только выходит на сцену в разных амплуа, но еще пробует себя и в качестве сценариста, и в качестве режиссера.

А вот «Женитьба» - это уже работа маститого московского режиссера, который смело обходится с гоголевским текстом (и не только с ним), различными игровыми приемами сомнительного «современного» свойства изобретательно приближает  героев пьесы с их «скучными» заботами ко вкусам не очень требовательного и, похоже, не очень уважаемого зрителя. Смеясь над всем. И смешав все. И Гоголя, и Чайковского с его «Евгением Онегиным», и даже Эдит Пиаф, и разухабистые народные песни, и модные нынче сексвеяния… Как сказал бы гоголевский Подколесин, «скверность какая-то» вокруг. Над Гоголем поработали. Актеры играют с куражом. Зрители аплодируют. Но, конечно, не Гоголю, а тому, что видят на сцене, и актерам.

Вот с такими спектаклями наши съездили в Астану. По впечатлениям участников гастрольной поездки, встреча со столицей  оставила самые приятные ощущения.

В ноябре павлодарская ученая и литературная общественность отметила 155-летний юбилей казахского просветителя,  поэта, этнографа, собирателя устного народного творчества казахов Машхур Жусупа Копеева. В ПГУ, который уже в течение нескольких лет серьезно занимается изучением творческого наследия Копеева, по этому случаю была проведена научно практическая конференция «Феномен Машхур Жусупа – человека мира». Участникам конференции был показан документальный фильм «Мудрость, возвращенная народу» и, как подтверждение этой истины, презентованы несколько серий книг о самом поэте и философе, а также избранные произведения Копеева, впервые переведенные на русский язык. К этому событию в самом университете  было приурочено и открытие кабинета-музея имени Машхур Жусупа.

А начинался ноябрь звуками аргентинского танго и мелодиями знаменитого Астора Пьяццоллы. Их привез в наш городиз Петербурга и Нидерландов Александр Митенев, по мнению продвинутой музыкальной публики и просвещенных музыковедов, «самый яркий и самый загадочный интерпретатор музыки Астора Пьяццоллы». Конечно, рекламные обещания встречи  с мелодиями танго (тем более в исполнении симфонического оркестра под управлением Болата Рахимжанова) взволновали павлодарцев, но более всего вызывал интерес никогда прежде не слышанный инструмент с  незнакомым названием – бандонеон.

Одни утверждают, что сегодня в России на бандонеоне играют только два музыканта. А другие - что вообще один, петербуржец Александр Митенев. Игре на бандонеоне, голос которого впервые услышал в Стокгольме, подрабатывая на его улицах «в шляпу», Митенев учился в Нидерландах. Участник многих танго-проектов и фестивалей в России и за рубежом, создатель ансамбля «ClubTango», лауреат международных конкурсов, артист ансамбля «OTRA Orquesta Tipica» (Нидерланды), он одним из первых стал исполнять на бандонеоне духовную музыку в дуэте с органом, а также камерную музыку и сочинения Глинки, Рахманинова, Чайковского.

Лучше, чем говорит сам Александр Митенев о своем инструменте, не скажешь: «Бандонеон... немецкий инструмент с великой аргентинской судьбой. Иррациональный, пронзительный и чуткий музыкальный инструмент. …Звучание бандонеона при открытии меха блестящее и ясное, а при закрытии звуки приглушены, хриповаты и сварливы. Бесконечная череда блаженства и порока… Бандонеону было суждено насытить ритмы танго гармониями своего терпкого баритона и мелодиями пронзительного сопрано. Струнные потеснились. Даже его величество фортепиано заскучало ("А король-то голый!"). Флейты вообще сбежали».

А внешне это – простая гармоника, родственник баяна, аккордеона, русской гармошки… Пока не услышишь его завораживающий голос. Вот и павлодарская публика оказалась завороженной. И бандонеоном, и мелодиями знаменитых аргентинцев Карлоса Гарделя, Нестора Маркони, Густаво Бейтельманна, Астора Пьяццолло, и, конечно, исполнителями.

Александр Митенев внешне чем-то сродни своему инструменту. Такой же демократичный,  порывистый в движениях, без тени позы мэтра, отрешенный от зрительного зала и живущий только в музыке, в звуках своего инструмента… Магией звучащего бандонеона, одухотворенностью солиста наполнен и оркестр вместе со своим харизматичным и романтически настроенным дирижером. Зритель, до предела заполнивший самый большой концертный зал города, естественно, не мог остаться вне этого восторга и вдохновения. Звучащая тишина за последним музыкальным аккордом взрывалась долгими овациями и после классического концерта Астора Пьяццоллы для оркестра, фортепиано и ударных «Аконкагуа», малоизвестного павлодарскому слушателю. И после необычайно популярного Либертанго. И после щемящего душу «Адиос Нонино», написанного Пьяццолло буквально через несколько дней после смерти отца. Александр Митенев играл эту мелодию в память о своем отце, благодаря которому стал музыкантом, и которого потерял за несколько дней до концерта в Павлодаре.

Как-то Болат Рахимжанов сказал мне: «Я играю музыку, которую люблю. И люблю ту музыку, которую играю». У нас была прекрасная возможность  в один из ноябрьских вечеров еще раз в этом убедиться. Двухчасовой концерт показался счастливым мгновением… Кстати, о том, чего давным-давно не было в нашем городе: телекомпания «Ирбис» записала весь концерт и недавно полностью показала в эфире его телевизионную версию.

 

Поделиться
+1