БЮДЖЕТНЫЕ ТАЙНЫ

Павлодарцы не только далеки от участия в бюджетном процессе, но и большей частью не имеют информации о том, как и на что тратятся деньги. По результатам исследований индекс открытости регионального бюджета составил 37,3 балла из ста возможных.

 

Такие данные озвучил директор общественного фонда «Десента» Сергей Гуляев на заседании «круглого стола» с участием представителей НПО.

 

Фонд выступал координатором республиканских исследований, организованных национальной бюджетной сетью Казахстана при финансовой поддержке фонда «Сорос». Изучением степени бюджетной открытости были охвачены все 14 областей республики, а также города Алматы и Астана. В итоге в рейтинге регионов наша область заняла 4 позицию после Восточной, Северной и Западной областей.

 

Если смотреть по разделам, то оценка «открытости процесса планирования разработки проекта бюджета» составила всего 20 2 балла, на 2 балла меньше набрал пункт «действия госорганов по вовлечению общественности в процесс разработки проекта бюджета, а также его рассмотрения и утверждения».

 

Ниже среднего уровня - чуть более 33 баллов - оказалась оценка «открытости процесса рассмотрения и утверждения и исполнения бюджета». И только раздел «годовой отчет об исполнении бюджета» набрал рекордные 60,4 балла. Однако и эти цифры мало впечатляют на фоне нулевых баллов по статьям «учет предложений представительных органов при формировании проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения», а также «действия госорганов по вовлечению общественности на этапе исполнения бюджета».

 

К слову, даже на заседаниях постоянных бюджетных комиссий гормаслихата всякий раз с трудом удается выпросить пояснительные документы к обсуждаемым бюджетным программам, не говоря уже об цифрах изменениях статей бюджета.

 

А в последнее время даже эти депутатские встречи все чаще проводятся в закрытом режиме, без приглашения журналистов, НПО и простых горожан. Да и самим депутатам зачастую приходится голосовать вслепую за расходные статьи, поскольку замены в бюджете происходят именно накануне голосования, и на ознакомление с поправками и уже тем более на их изучение у депутатов не остается времени.

 

- Оценка открытости бюджета в Павлодарской области показывает, что местные органы предоставляют общественности недостаточный объем информации о бюджете и финансовой деятельности местных властей. Механизмы вовлечения общественности в процесс формирования бюджета либо отсутствуют, либо не используются. Для получения более полной и детальной информации о формировании бюджета люди вынуждены применять дополнительные усилия – писать письма и запросы в различные инстанции и т.д. Тогда как вся эта информация должна быть в открытом доступе, на сайтах госорганов. И не просто в голых цифрах, которые мы видим в официальной прессе, где публикуется бюджет города, области, когда он уже сверстан и что-либо в нем изменить уже невозможно. Люди вправе и должны знать, на что конкретно тратятся деньги налогоплательщиков. Тем более если учесть, что бюджет области, как и всего Казахстана - социально ориентированный. Многие его статьи напрямую влияют на благополучие наших граждан, а значит, общество должно быть включено в процесс обсуждения бюджета еще на стадии формирования его проекта. Привлечение граждан к обсуждению проектов стратегий, программ и бюджетов здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. до их утверждения могло бы существенно повысить их эффективность. Местным властям надо быть достаточно внимательными, как минимум - учитывать мнение населения, консультироваться с людьми, как максимум - основывать бюджетные услуги на этом самом мнении. К сожалению, вот этого эффективного сбора мнения населения нет. Получается, что бюджет формируется, прорабатывается, утверждается без участия общественности, и если мы возьмем анализ, насколько он учитывает мнение отдельной категории граждан, допустим, тех же инвалидов - то скорее всего будем разочарованы. То есть потребности целевых групп при разработке данных документов практически не учитываются, в итоге эффективность некоторых бюджетных программ и расходов не дает желаемых результатов, - резюмировал Сергей Гуляев.

 

Говоря простыми словами, если бы павлодарцы имели хоть малейшую возможность влиять на формирование городского бюджета, то вряд ли бы они допустили снос нескольких сотен деревьев в парке им. Ленина, или нынешний ремонт парка Победы, где чиновникам ЖКХ вдруг вздумалось в начале зимы менять вполне сносную брусчатку на рваный кирпич. И заметьте, спешная реконструкция этих парков началась сразу после того, как область получила нагоняй в столице за несвоевременное освоение бюджетных средств. Не стали бы горожане тратить 38 миллионов тенге на покупку конусной конструкции, именуемой новогодней елкой. Люди нашли бы этим сотням миллионам более достойное и эффективное применение.

 

К сожалению, до открытости и прозрачности бюджета, в которых нас не перестают уверять местные власти, нам далеко. По мнению экспертов, открытое формирование бюджета не только дает возможность горожанам видеть, на что собираются потратить их деньги, но и является по сути антикоррупционным механизмом, препятствующим закладке в бюджет расходов, ведущих к злоупотреблениям служебным положением, а то и откровенному воровству. Ведь ни для кого не секрет, что именно на стадии формирования бюджета и возникают, работают и видоизменяются лоббистские и коррупционные связи. За лоббирование чьих-то интересов обговариваются откаты и вознаграждения. Идут активные торги, компромиссы и соглашения. И тут, как говорится, уже не до жителей города и их интересов.

 

Кстати, прошедший «круглый стол» почтили своим присутствием лишь два сотрудника от управления экономики и управления финансов. Но и они пришли только для того, чтобы, как выразился г-н Гуляев, взять бумажки с результатами исследований и передать их своему начальству. Все остальные приглашенные из числа госуправленцев данное мероприятие проигнорировали.

Поделиться
+1