Как выясняется, павлодарцы, уже имеющие водительские удостоверения, довольно часто приходят доучиваться в местные автошколы.
Сколько людей колесят по павлодарским улицам с правами, но без приличных навыков вождения, узнать не реально. Только, видимо, таких немало. Директор одной из павлодарских автошкол, пожелавший остаться неназванным, рассказал «Версии», что с просьбой доучить звонят и приходят «чайники» регулярно. Как правило, это те, кто пропустил много занятий в автошколе, либо по каким-то причинам не прошел практику. Но, бывает, обращаются и те, кто при водительском удостоверении вовсе не имеет представления о вождении. Те, кому права, как у нас говорят, подарили.
- Я вообще не понимаю, что это значит «подарить права», об этом рассуждать не стану, - комментирует руководитель автошколы. - Люди сами должны понимать, насколько опасно выезжать на улицы, не имея соответствующей подготовки. Никто ведь не станет ковыряться во взрывчатке, если не умеет с ней обращаться, все понимают, к чему эта затея приведет. Но машина - та же взрывчатка, неумелое обращение с автомобилем приводит к многочисленным жертвам. Поэтому учиться необходимо, причем учиться под присмотром профессионала. Бывает, что отец учит или брат, но я не считаю это правильным. Как-то ехали с парнем, которого родитель учил водить до того, как он пришел в нашу школу, я говорю ему, мол, сейчас по кольцу налево поедем, так он по встречной и рванул…
Очень важно, как пройдут первые несколько уроков вождения. Если профессиональный инструктор задаст правильный курс, курсант будет водить хорошо. Но если изначальные объяснения были неверными, переучить человека потом очень непросто. Кстати, есть и те, кому вождение вовсе не дается. К этому тоже должна быть предрасположенность. Вот меня, к примеру, двадцать преподавателей не смогут научить петь, так и водить автомобиль дано не каждому.
По словам нашего собеседника, чаще дополнительно обучаться приходят женщины, а не мужчины. Кстати, он убежден, что, вопреки расхожему мнению, дамы за рулем гораздо аккуратнее и ответственнее. Может, потому и приходят за дополнительной практикой, прежде чем выехать на улицы. В прошлом году, как нам рассказал директор, у него обучалась самая настоящая бабушка - ее супруг скончался, а машина осталась. Вот и решила женщина, которой было на тот момент уже больше семидесяти лет, освоить вождение и самостоятельно рулить на дачу. Поставленная цель оказалась ей по плечу, и теперь бабуля смело рассекает по павлодарским улицам. Так что, женщины нередко оказываются более способными водителями. И к наклейкам, которыми они предупреждают о том, что за рулем - дама (значит, от нее можно ожидать чего угодно и стоит прощать ей некоторые неловкие маневры), директор автошколы относится скептически:
- Девушки часто на свои автомобили вешают наклейку с туфелькой или значок «Учебная», между тем, по моему мнению, это неправильно. Если уж ты выехал на дорогу, назвался полноправным водителем, то не нужны все эти значки, иначе уважать тебя не будут. Представьте, что пришли вы в больницу, а к вам доктор выходит с табличкой «я три дня назад окончил институт». Ведь вас сразу насторожит это заявление. Хотя, может быть, этот врач лучше свое дело знает, чем все его взрослые коллеги. Так что, «туфелек» не нужно, я считаю.
В большинстве случаев уровень владения автомобилем зависит от желания самого обучающегося, от его стараний во время занятий. Однако порой в недостаточном уровне знаний и навыков своих выпускников виноваты сами автошколы. По словам нашего собеседника, хороших преподавателей и инструкторов в городе можно по пальцам пересчитать, и все они - уже в солидном возрасте. Молодежь работать в автошколы не идет - зарплаты маленькие.
- Если наберется тридцать учеников, а это максимум, и такое случается не так уж часто, школа заработает за два с половиной месяца их обучения около четырехсот пятидесяти тысяч тенге. И на эти деньги нужно содержать сотрудников, автомобили, оплачивать комуслуги и так далее. Ну, кто же пойдет работать на зарплату в двадцать тысяч? Поэтому хорошие инструкторы и преподаватели - это мы, энтузиасты, те, кто уже много лет занимается обучением водителей. Если хотите знать мое мнение, я считаю, что обучение должно быть централизованным и оплата выше. У нас за два с половиной месяца курсов платят пятнадцать тысяч тенге. А в России, к примеру, такие же курсы обходятся в сто тысяч в пересчете на наши деньги. Если бы расценки были выше, возросло бы и значение учебы, ведь сейчас к получению прав относятся несерьезно, считают чем-то незначительным. При централизованном обучении мы так же смогли бы требовать больше с наших учеников. Вот раньше я не допускал к экзамену тех, кто, по моему мнению, еще не готов, а теперь, если я попробую это сделать, человек просто развернется и уйдет в другую школу, коих развелось немало.
Отметил наш собеседник и то, что павлодарские водители, к сожалению, с годами становятся все нетерпеливее и невнимательнее друг к другу. Взаимовыручка на дороге сейчас - дело редкое, как и вежливое отношение к другим участникам движения. Даже учебные автомобили автошкол нещадно «подрезают» на павлодарских дорогах. И соседству с неадекватными водилами тоже приходится учиться, постигать никем не отмененное правило «трех д» - «дай дорогу дураку». Ну, и самому надо не плошать. Так что, дорогие читатели, если у вас уже есть водительские права, но в своих автоспособностях вы не уверены, подучитесь. Чтобы не рисковать ни собой, ни другими.