Знаете ли вы, что в Павлодаре есть район, где нет ни воды, ни уличного освещения, ни одной аптеки, где разбитые дороги, по которым автобусы заезжают один раз в час, под завязку завалены снегом?
Именно в таких условиях существуют жители поселка Жанаул, окраины Павлодара, юридически считающейся частью города. Из центра до него - пятнадцать минут езды на машине. Но с точки зрения качества жизни Жанаул невероятно далек от Павлодара. Наверное, как раз потому, что поселок находится так близко к городу, всерьез проблемы живущих здесь людей не воспринимаются - подумаешь несколько километров до Павлодара. Но на самом деле, это-то и обидно, вроде бы, вот он город, рукой подать, и сами местные - почти горожане, а фактически живут они в ужасно захолустной деревне. Тяжело живут.
Недавно мы получили коллективное письмо от тех самых горожан-сельчан, которые в первых же строках своего обращения с какой-то печальной обреченностью назвали себя «забытыми Богом и людьми». Вот текст письма с некоторыми сокращениями:
«Когда мы приезжаем в центр города и видим, какой наш Павлодар чистый и красивый - сердце радуется, а когда возвращаемся в Жанаул, то не хочется жить. Дороги ужасные, грузовые машины, следующие в порт, разбивают их, летом - трава по пояс, зимой - сугробы, пойма Иртыша - свалка, да еще, бывает, ждешь по полтора часа автобус №14, который из-за наших дорог не хочет ездить в Жанаул, и действительно это так - автобусы ломаются, и кто ездит на частных машинах, тоже разбивают все свои ходовки на этих ямах. А ведь у нас - школьники, студенты, которые учатся в городе, потому что своей школы нет. Некоторые дети занимаются во вторую смену, возвращаются поздно домой, а нашего автобуса нет, им приходится садиться на 44 маршрут, который следует в Павлодарское и в нашу деревню не заезжает. От трассы они вынуждены идти домой пешком, а это пять километров, а там и собаки бродячие, и холод зимой - дети постоянно простывают, и улицы темные - освещение только по двум из них, и то не полностью. Летом - ужасная вонь из-за очистных сооружений, мухи, комары, мошки, а зимой снегом все дороги заметены, не пройти, не проехать.
Правда есть и хорошее - телефоны поставили, по улицам провели водопроводные трубы, правда, для этого разворотили асфальт, и когда будет вода, никто не сказал. А если кто заболеет, у нас не то, что врача, даже аптеки нет...».
По дороге в злополучный поселок мы прочувствовали на себе все прелести езды по местным колдобинам с сугробами, и поняли, что жанаульцы нисколько не сгущают красок, описывая свои проблемы. Одна из местных жительниц Надежда Якименко, подписавшая письмо, встретила нас и, в первую очередь, показала огромные кучи мусора, которые кто-то (как подозревают местные - горожане) складирует на берегу Иртыша, и которые лежат там уже неизвестно сколько. Затем - те самые вонючие очистные. А потом - единственную достопримечательность, которая имеется в Жанауле - небольшой футбольный корт, который тут недавно установили. Правда, здесь пока - ни покрытия, ни ворот, ни фонарей, но обещают сделать. Рассказала Надежда Андреевна и о других проблемах:
- Если кому-то вдруг станет плохо, «скорую» можно и не дождаться, так долго она едет. Приходится везти больного им навстречу, выезжать на трассу, чтобы было быстрее. А все из-за наших дорог, видели ведь, проехать по ним невозможно. Весной еще хуже, когда они водой залиты, одно время автобусники к нам вовсе отказывались заезжать. Вот и получается, что эти несколько километров до города для нас превращаются в настоящую пропасть.
- Водопровода у нас нет. У каждого своя скважина. Мы отправляли нашу воду на независимую экспертизу, так выяснилось, что в ней девятнадцать каких-то компонентов присутствуют, которых быть вовсе не должно, - продолжает Надежда Андреевна. - Школы нет, дети учатся в городе. Школьников, правда, автобус забирает, а те, кто уже в колледжах, в университетах, часто пешком с трассы идут, как мы написали…
Пока мы на улице общались с пригласившей нас в Жанаул женщиной, вокруг собиралось все больше сельчан, каждый из который жаловался на одни и те же наболевшие проблемы:
- С ребенком на руках попробуйте постоять в такой мороз на улице, пока автобус приедет. Иногда по полтора часа ждать приходится.
- Голова заболит или живот, даже обезболивающее купить негде.
- От очистных сооружений летом вонь такая - вздохнуть нельзя.
У собравшихся мы спросили, кто представляет интересы местных жителей в городском маслихате, однако ни один человек не смог назвать фамилию своего депутата, потому что последний сюда носа не кажет, и жанаульцы, соответственно, его знать не знают.
К слову, народного, так сказать, избранника, взявшего на себя ответственность за этих людей, зовут Рахат Каппасов, и мы, кстати, тоже на заседаниях и сессиях гормаслихата, которые регулярно посещаем, его как-то не особенно заметили. Он (выходец из ПГУ) возглавляет павлодарский областной филиал отрядов «Жасыл ел», которые, как известно, борются с бардаком по всей стране. Между тем, у себя в округе навести порядок Рахат Каскырбаевич, похоже, не пытается. По крайней мере, люди на него явно не надеются, раз пишут письма в газету, даже не пробуя искать поддержки у своего депутата. Может быть, стоит господину Каппасову несколько дней пожить в Жанауле? Пару раз дойти по темноте и кошмарным сугробам до раздолбанной остановки, постоять там часок хотя бы в минус двадцать, дожидаясь автобуса, ведь на работу и учебу все местные ежедневно добираются в город. Тогда Рахат Каскырбаевич, наверняка, поймет, как живут те, кому он обязан помогать.
К сожалению, сами мы можем подсобить жанаульцам только тем, что в очередной раз обратим внимание чиновников на их проблемы. Может быть, новое руководство области попробует хоть немного улучшить условия их жизни, чтобы местные могли, наконец, почувствовать себя людьми.