О ПАВЛОДАРСКИХ КОМПОЗИТОРАХ ЗАМОЛВИМ СЛОВО

Один из ближайших традиционных пятничных вечеров в доме-музея Н.Г. Шафера будет посвящен юбилею павлодарского композитора Л.Ф. Лобченко.

- Так уж сложилось, - говорит Лариса Федоровна, - что в последние 10-15 лет в доме-музее Шафера обсуждаются вопросы культурной, музыкальной жизни нашего города, высказываются интересные предложения, инициативы. Вот и на этот раз я надеюсь здесь подвести некоторые итоги своей работы. Сейчас часто приходится слышать, что в областных центрах идет профессионализация работы музыкальных коллективов и творческих работников. Естественно, этот процесс касается и нас, тех, кто пишет музыку – будь то аранжировка или оригинальное сочинение. Конечно, в композиторском искусстве эти изменения не так заметны. Но все же они тоже есть. Немного расскажу о себе. Я родилась и выросла в Павлодаре. После окончания вуза преподаю в родном музыкальном колледже. Работала в камерном хоре, симфоническом  оркестре театра им. Ж.Аймаутова и т.д. Как-то само собой сложилось, что композиторская работа заняла в моем творчестве главное место. Ко мне обращаются поэты, руководители музыкальных коллективов, административных органов – например, по заявке одного из наших управлений я написала  «Гимн детства». Для камерного хора областного департамента культуры в 2012 году я написала сочинение для хора, которое было отмечено на конкурсе патриотической песни. Сейчас  завершаю работу над вещью, которая, надеюсь, прозвучит в исполнении нашего духового  оркестра. Пишу джазовую музыку, например, для оркестра В.Т. Шейкина, вальсы, сочинения для флейты, фортепиано, скрипки; некоторое время назад вниманию слушателей была предложена моя музыка к спектаклю «Риск» по пьесе Эдуардо де Филиппо, поставленная в нашем музыкальном колледже.

«НВ»: Несмотря на многожанровость вашего музыкального творчества, все же основной ваш жанр - песенный.

Л. Лобченко: Уважаемый Наум Григорьевич Шафер в таких случаях любит повторять: «песню любят счастливые», а таковыми мы хотим быть все. Песня всегда была самым популярным жанром. Я написала музыку к нескольким десяткам песен. Авторы слов многих из них – наши павлодарские поэты О. Григорьева, В. Семерьянов, И. Кандыбаев, Т. Окольничья. На мой взгляд, неплохо получились такие песни, как «Пела скрипка», «Кленовый лист», «Любимая ладонь», «Полет», «Осень».  Их часто исполняют. Я активно сотрудничала с очень хорошим поэтом С. Денисовой. Она автор слов песен «Звездный вальс», «Звезда», «Снег идет». Светлана сверх меры скромный человек. Наверное, поэтому наши творческие связи в последние годы прервались. Жаль. Надеюсь, наше совместное творчество с ней возобновится, как и с казахскоязычными коллегами. Моя песня «Балауса, көктем» на конкурсе в Астане среди 118 произведений заняла одно из призовых мест. Работа с павлодарскими авторами интересна тем, что она позволяет при необходимости без проблем вносить нужные изменения в поэтический строй стихотворения. Так, например, было с «Одиночеством» В. Семерьянова, да и с другими произведениями. Потом мне здорово помогает, что в городе постепенно сложился неплохой ансамбль исполнителей моих песен. Я сотрудничала и сотрудничаю с С. Немолочновой, Н. Слинько, А. Ставской, О. Скориковой, Р. Ачкинадзе.

«НВ»: Лариса Федоровна, ваши песни часто несут оттенок некоторой романтичной грусти. Вы не опасаетесь, что мелодии ваших произведений могут повторяться?

Л. Лобченко: Даже у маститых композиторов-классиков есть общая  музыкально-мелодийная  тональность. Вы всегда отличите музыку А. Пахмутовой от Ю. Антонова, М. Таривердиева и др. Но в то же время у каждой их песни этих же авторов есть своя стилевая «изюминка». К подобному стилевому своеобразию, думаю, должны стремиться и наши павлодарские композиторы. Другой вопрос – как это получается. Вот в таких и других непростых профессиональных моментах нам нужна методическая помощь наших более опытных коллег из Астаны, Алма-Аты, где находится, кстати, Союз композиторов Казахстана, которому в нынешнем году исполняется 75 лет.

«НВ»: Процесс профессионализации постепенно охватывает разные сферы духовной жизни.  Недавно в Павлодаре открылось отделение Союза писателей Казахстана. Начал выходить свой литературный журнал «Назайтас». Многие годы действует областное отделение Союза архитекторов. У наших художников даже два творческих объединения – Союз художников и отделение Академии художеств. Конечно, сложно говорить об эффективности, а по мнению отдельных специалистов, и целесообразности работы этих творческих объединений в областном  центре. Но тем не менее...

Л. Лобченко: Сейчас никто не ставит вопрос о том, чтобы у нас открыли отделение Союза композиторов Казахстана. Но, повторяюсь, помощь со стороны этого авторитетного республиканского объединения нам бы не помешала. Прежде всего методическая. Например, известный теперь в Павлодаре итальянский композитор Д. Калелло в рамках своего международного музыкального проекта ознакомил наших музыкантов с современными  принципами нотографии. А сколько есть еще других профессиональных вопросов, о которых мы могли бы поговорить на мастер-классах с более опытными коллегами! Для художников проводятся пленэры, периодически организуются выставки, выпускаются их альбомы, выделяются гранты и т.д. Может, конечно, успехи наших композиторов более скромны, чем  художников. Но сегодня в городе немало пишущих музыку. Это в первую очередь Н.Г. Шафер, который не только является известным в СНГ музыковедом, исследующим творчество И. Дунаевского, но и композитором. Пишут музыку разных жанров В. Ботов (старейший павлодарский композитор), А. Амосов, К. Сапиев, Н. Дукенбай, И. Булатов... Сейчас по инициативе Славянского культурного центра мы с коллегами пишем музыку к поэтическим произведениям Анастасии Цветаевой. До этого, готовясь к традиционным литературным кострам, проводимым в память о  Марине Цветаевой, я тоже писала музыку к ее стихам. Мы периодически собираемся в клубе авторской песни, делимся своим сокровенным, профессиональным. Но было бы лучше, если бы вся эта объединяющая нас работа приобрела элементы системности, взаимосвязанности. Неплохо бы обратить внимание и на творческие площадки, где мы могли бы знакомить павлодарцев с нашим творчеством.  Хорошо, что у есть музколледж, где чаще всего звучат наши сочинения. Но его  возможности не безграничны, да и задачи у него иные. Так что и здесь есть над чем подумать. Профессионализация художественного творчества – процесс многоплановый, всесторонний. Мне кажется, она должна коснуться и труда павлодарский композиторов, к которым, я надеюсь, имею честь принадлежать.

Поделиться
+1