КАК ЗАКАТИЛАСЬ КАРЬЕРА АРЫНА

Декабрь 2013 года подвел черту не только под уже ушедший год, но и под карьеру бывшего акима Павлодарской области Ерлана Арына. После громкого коррупционного скандала, когда с крупной суммой взятки был задержан его советник Толеген Бастенов, а заместитель Арслан Абдыкалыков решил ретироваться по собственному желанию, г-н Арыну пришлось написать заявление об увольнении по собственному желанию. Именно пришлось. Потому что среди чиновничества не может быть и речи о каких-то моральных принципах, этических нормах и прочих правилах приличия. Ведь казахстанский чиновник и совесть в современных условиях понятия совершенно не совместимые. Поэтому, Арыном на тот момент двигал не кантовский моральный кодекс внутри, а элементарная чиновничья субординация, помноженная на животный страх, который сидит в каждом потенциальном взяточнике (у нас все чиновники вероятные коррупционеры). Его срочно вызвали в Акорду «на ковер», отчитали и принудили написать заявление. У чиновников в таких случаях принято брать под козырек и отвечать «Есть!».

Хотя Арын уже уволен, но он не покойник, чтобы про него писать или хорошо, или ничего. Поэтому, попробуем дать оценку его деятельности (!), чтобы понять, как он дошел до такого карьерного финала. Может быть, для нового акима области это станет уроком.

Предприимчивый ректор

Таким печальным и бесславным образом закончился недолгий акимский век Ерлана Арына. Надо сказать, что отставка Ерлана Мухтаровича была вопросом времени. Об его уходе говорили еще осенью прошлого года. Коррупционный скандал был лишь поводом и лишь ускорил его увольнение.

   Так почему же для Арына, вроде бы образованного и умного человека, должность акима области оказалась не по зубам? Может быть, он стал жертвой стечения глупых обстоятельств или против него была осуществлена спланированная атака сверху? Вряд ли! Во-первых, как руководитель региона он ничего ценного и сколько-нибудь значительного из себя не представлял. Руководить таким сложным регионом как Павлодарская область не то, чтобы эффективно, но даже на среднем уровне для него оказалось задачей далеко непосильной. Авторитетом и популярностью ни среди населения области, ни в правящей элите он не пользовался, о чем говорят рейтинги руководителей первого эшелона власти, в которых его фамилия постоянно находилась в конце списка. Во-вторых, если бы возникла необходимость, его сняли бы без лишнего шума. Не велика птица, и не таким в Акорде рога обламывали.

   Думаю, причина здесь банальна. Ерлан Арын то ли по наивности, то ли из-за уверования в свою исключительность, решил, что если ему на прежнем месте работы все сходило с рук, то и в должности акима области ему можно будет вести себя как барину-боярину. Но, просчитался. С одной стороны, он потерял страх по причине безнаказанности. С другой стороны, он забыл, что клановый расклад в правящей элите претерпел некоторые изменения, причем не в его пользу. И частые упоминания имени главы государства к месту и не к месту, чем злоупотреблял Ереке, ему не помогли. Его судьбу решал не елбасы, а другие могущественные члены правящей элиты, которым было совершенно наплевать, сколько раз в день Арын словно мантру произносил имя президента.

   Будучи ректором Павлодарского государственного университета (ПГУ), где он просидел десять долгих лет, со стороны местных жителей, студенчества и преподавателей он приобрел весьма неоднозначное, если не сказать негативное отношение к своей персоне. Дело в том, что в годы его руководства коррупция в стенах регионального университета разрослась до невероятных размеров. А качество образования оставляло желать лучшего. Надо отметить, что ПГУ, как и любой крупный вуз, является не просто учебным заведением, а довольно таки внушительным финансово-хозяйствующим субъектом, в котором крутятся нехилые денежные средства. Руководил региональным университетом Ерлан Арын с превеликим удовольствием, и развернул здесь бурную деятельность, причем не только касательно учебного процесса, но больше в хозяйственном отношении. ПГУ в его годы превратился в большую строительную площадку – создавались различные институты, открывались новые факультеты, ремонтировались и строились учебные корпусы, музеи, ограждения, памятники и еще куча всего. Злые языки поговаривают, что за годы руководства ПГУ предприимчивый ректор стал долларовым миллионером.

   Среди государственных вузов рейтинг ПГУ упал ниже некуда. По всем позициям он уступал главному конкуренту в регионе – частному Инновационному евразийскому университету (ИнЕУ). Кроме того, доктор экономических наук стал заниматься откровенным популизмом, и его понесло почему-то в историю, археологию, краеведение и другие, не свойственные доктору экономики занятиям. Долгие годы он занимался поисками в павлодарских степях мифической столицы кимаков, но, по понятным причинам, не нашел ее. Издавал книги по краеведению, возводил памятники и постоянно организовывал нескончаемые тои. Дошло до того, что он на добровольно-принудительные пожертвования преподавателей установил во дворе университета скульптуры, нет, не видных ученых, а музыкантов любимой им группы «Дос-Мукасан».
Кроме того, там же, на территории учебного заведения возвел ветровые установки и солнечные батареи, но только не настоящие, а только муляжи. И эти фальшивые экспонаты, на которые были израсходованы приличные средства, отражали суть арыновского руководства ВУЗом: образование в университете было таким же фальшивым.

   Кадровая политика Ерлана Арына проводилась в таком же духе и соответствовала установившейся среди бастыков традиции. Для него на первом месте стояли личная преданность и покорность. От умных, принципиальных и честных он избавлялся, приближая к себе и возвышая бездарных дилетантов и откровенных льстецов. Говорят, как подобает истинному современному баю, он обожал две вещи - лесть и бешбармак.

Из преподавателей в чиновники

Назначение Арына акимом области стало для экспертов и общественности неожиданностью, поскольку у нас не принято ставить на руководство регионом, тем более индустриальным, ректора вуза без опыта управления в госструктурах. Говорят, что решение о его назначении было принято в самый последний момент. И продвинул его, дескать, экс-руководитель администрации президента Аслан МУСИН. Последнему будто бы приглянулись актюбинские корни АРЫНА. Но главной причиной отставки Ереке вряд ли можно считать протежирование со стороны Мусина, чьих людей до сих пор зачищают. По другой версии «крышевал» его аким Астаны Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ, который Ерлана Мухтаровича в свое время продвинул вице-министром образования.

   Вместе с собой в местные госструктуры Арын привел полчища работников ПГУ, которые почему-то скопом бросив преподавательскую работу, решили стать государственными мужами. Это к тому, какие личности у нас трудятся на ниве образования и науки. Как только на горизонте замаячили должности в органах власти с возможными материально-финансовыми перспективами, так эти деятели от образования долго не думая устремились туда. К примеру, проректор ПГУ Роза Кадысова сначала стала депутатом гормаслихата, а затем возглавила областное управление культуры, директор департамента кадровой работы ПГУ Багустар Сапаров занял место заместителя руководителя аппарата акима области, декан факультета довузовского обучения и профориентации ПГУ Кунслу Исинова удостоилась должности пресс-секретаря акима области, директор департамента воспитательной работы и социальных вопросов ПГУ Нариман Абильшаиков стал сначала советником акима области, а затем возглавил областное управление туризма, директор издательского центра ПГУ Динара Айтжанова стала во главе управления по вопросам молодежной политики.

   Не забывал чересчур деятельный (в отношении своих личных интересов) Арын и свою ненаглядную супругу (он женат во второй раз) Ризат Сансызбайкызы. Сначала он продвинул ее проректором в частный университет своего коллеги Максута Нарикбаева. Но когда КазГЮУ закрылся, Арын открыл для супруги собственный частный колледж, куда потом направлялась приличная доля мест на обучение в среднеспециальных учебных заведениях, финансируемых из средств местного бюджета.

   Как говорил персонаж одной старой комедии: «куй железо, пока горячо». Вот Арын, максимально используя свое высокое положение во власти, «ковал железо» в поте лица.

Птенец арынова гнезда

Среди птенцов гнезда арынова надо особо отметить бывшего первого проректора ПГУ Мейрама Бегентаева, которого Ереке удалось запихнуть в мажилис депутатом от региона. Об этом парне остановимся более подробно, он того стоит. Этот шустрый молодой человек смог войти в доверие к Ерлану Мухтаровичу, как только он стал ректором ПГУ. На тот момент Бегентаев был рядовым преподавателем безо всяких ученых регалий и активно занимался общественной работой, на которой можно было засветиться в глазах руководства. Действительно, ректор заметил молодого и ретивого активиста, особенно ему приглянулась способность последнего понимать патрона и угождать. Эти качества были оценены по достоинству. В скором времени Мейрам Бегентаев в стенах ПГУ за короткое время сделал головокружительную карьеру. В нулевые годы он занимал разные административные должности, пока не дорос до первого проректора университета. Кроме того, в течение трех лет ему удалось защитить и кандидатскую, и докторскую диссертации по экономике. Видимо, он очень одаренный человек. Может быть, как даровитый экономист покажет пути выхода из мирового кризиса, откуда измученная мировая экономика вот уже много лет все никак не может выползти. Странно то, что по первому образованию он инженер-механик, а по второму – юрист, но почему-то стал доктором экономических наук. То есть, пошел по ученым стопам своего босса, который тоже имеет степень доктора экономики.

   Находясь в стенах парламента, г-н Бегентаев зря время не теряет, и в перерывах между парламентскими заседаниями строчит нравоучительные статьи в некоторые издания, которые, видимо, принимают его за могучего деятеля от образования. Для наглядности приведем некоторые цитаты из его последнего перла в газете «Мегаполис» от 4.11.2013 г., в котором во всей красе раскрылся «талант» молодого депутата-реформатора. Первый же абзац любого мало-мальски грамотного человека сразит наповал: «Сегодня становление высшего образования находится на завершающем этапе. Да, в стране действительно когда-то существовал рынок таксистов, имеющих три высших образования, за что нас часто критикуют. Никто этого не скрывает, но ведь это далеко в прошлом, а нужно развиваться дальше». Что же творится в голове у этого доктора наук? Дальше еще хлеще: «Сейчас в сфере образования происходит много развивающих процессов, просто общество пока не видит их результаты». Видимо, их зрит лишь всевидящее око депутата Бегентаева. Потом он задает вопрос самому себе: «К примеру, почему в Казахстане нет вуза, который бы занимал топовые места в международных рейтингах?». И сам же пространно отвечает на него: «Потому что нашему старейшему вузу нет и 100 лет. Для основания университета с именем нужна научная школа, а она не может возникнуть на пустом месте. Обычно это союз творчества, идей и личностей, которые работают в определённом направлении. Другой вопрос, насколько всё прозрачно». Какая-то абра-кадабра! Мырзалар и ханымдар, куда же мы катимся? И это написал доктор наук, бывший первый проректор регионального университета, который банальное повышение зарплаты учителям считает реформой образования! Да этого ученого надо срочно переучивать, и не в ВУЗе, а в школе. В таком нелепо-завернутом духе намалевана вся статейка, которая наглядно показывает интеллектуально-образовательное убожество наших ученых мужей. Хороших же докторов наук вскормил академик Ерлан АРЫН.

«Новая метла» Канат БОЗУМБАЕВ

Вместо Арына акимом Павлодарской области назначен Канат БОЗУМБАЕВ, который до этого работал в аналогичной должности в Жамбылской области. Надо сказать, что за ним каких-нибудь серьезных скандалов нет. Пока нет. Посмотрим, как он будет справляться в данном регионе. В Павлодарской области за годы независимости он стал седьмым акимом. До него регионом в разные годы руководили Асгат Жабагин, Даниал Ахметов (дважды), Галымжан Жакиянов, Кайрат Нурпеисов, Бакытжан Сагинтаев и Ерлан Арын. Жабагин руководил областью еще на заре независимости, поэтому о нем история больше умалчивает, нежели рассказывает. Перейдя на работу в правительство, он на своем месте оставил родственника Даниала Ахметова. Самыми сильными и харизматичными акимами в этом списке были Ахметов и Жакиянов, которые имели собственные позиции и сильные команды. Долгие годы между ними шло жесткое противостояние. На роль самых слабых во всех отношениях акимов боролись Кайрат Нурпеисов и Ерлан Арын. И теперь, после громкого увольнения второго, кажется, первый победил. Годы акимства Нурпеисова – это время потерь и упущений для области. Он совершенно случайно оказался во главе области, был марионеткой Ахметова и не имел собственного голоса и команды. Бакытжан Сагинтаев у местного населения хоть и оставил о себе хорошее мнение, но все-таки он был варягом. И должность акима области нужна была ему для галочки в стремительной карьере. Про Ерлана Арына уже все было сказано. Как покажет себя Канат Бозумбаев, покажет время. Но надо отметить, что начал он свою работу весьма бодро, призвав подчиненных выйти из спящего режима.

   Вероятнее всего, что арыновские кадры он зачистит непременно и быстро. Многие из них уже исчезли из коридоров власти. Но дело в том, что область до сих пор находится под управлением команды Даниала Ахметова. Его людьми местные органы власти просто кишат. Тот же Толеген Бастенов, как и аким Екибастуза Александр Вербняк являются ближайшими друзьями Ахметова. Родная сестра экс-премьера Гульфаз Аубанова руководит департаментом комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности. Помимо этого Даниал Кенжетаевич через своих доверенных лиц контролирует внушительную бизнес-империю. В свое время Бакытжан Сагинтаев, некогда работавший в правительстве Ахметова, не решился задеть интересы своего бывшего патрона. Да ему это и не нужно было, поскольку он знал, что надолго здесь не задержится. Не покушался на интересы Ахметова и Ерлан Арын, у которого не было ни команды, ни влияния, ни ресурсов. Кстати, Даниал Ахметов после назначения Арына акимом области в числе первых поздравил его с новой должностью.

   Возможно, Канат Бозумбаев как креатура всесильного Карима Масимова получил карт-бланш на кадровую чистку во вверенном регионе. Нельзя забывать о том, что между Каримом Кажимкановичем и Даниалом Кенжетаевичем в пору совместной работы в правительстве отношения были весьма натянутыми. Поэтому, в скором времени коридоры власти на павлодарщине могут быть вычищены от людей Ахметова.

   Среди первых успешных и популярных мер нового руководителя региона стало решение об оптимизации управлений и расходов бюджета области. Эту новость общественность встретила с большой радостью. Надо отметить, что его предшественник наоборот, разъединял управления, создавал новые ведомства, в которых рассаживал своих людей, таким образом, плодя начальников и чиновников. Кроме того, он прямо по-барски транжирил бюджетные средства на всякого рода не нужные и популистские мероприятия. В то время, как бюджет области в прошлом году не освоил около 5 млрд тенге, Арын тратил колоссальные средства на так называемую информационную политику. В 2012 году Павлодарская область стала лидером в стране по размерам расходов на госзаказ для СМИ – из местной казны было потрачено около 400 млн тенге.

   Количество управлений области будет сокращено с 26 до 20 посредством объединения. В результате оптимизации экономия только по заработной плате руководителей составит более 16 миллионов тенге, на аренде автомобилей – 36 миллионов тенге. В общем, экономия превысит 53 миллиона тенге.

   Необходимость в сокращении количества расплодившихся управлений назрела давно. Проведенные слияния еще не предел. К примеру, совершенно не понятно, зачем нужны пространное управление развития языков, управление по вопросам молодежной политики, управление по делам религии. Кроме того, каждое управление обкладывает себя множеством ГКП и ГККП, через которые из бюджета выкачиваются немалые средства.

Они не тонут!

Во время представления Каната Бозумбаева активу Павлодарской области, говорят, вид у Арына был просто жалким и потерянным. Его понять можно – от такого «корыта» оторвали. Да и прощальная речь его была какой-то сумбурной и пространной. "Я хотел, пользуясь случаем, выразить искреннюю признательность за проделанную работу. Если по работе были, может быть, какие-то трения, непонимание, я прошу извинить. В целом считаю, что политика главы государства в Павлодарской области будет реализовываться на более высоком уровне", - заявил на прощание Ерлан Арын. Удивляет последняя фраза, в которой он буквально признает, что проводил политику главы государства не на должном уровне.

   Сейчас в Павлодаре упорно гуляют слухи, что экс-аким области Ерлан Арын, дескать, арестован в Астане, и сейчас находится под стражей. В том, что и он, и его заместитель Абдыкалыков, имели самое непосредственное отношение к коррупционной сделке, сомнений быть не может. Ну, не мог решать простой советник вопросы, связанные с тендерами на строительство крупных объектов, на которых суммы откатов достигают десятков миллионов тенге. Но слух об аресте Арына, скорее всего, дезинформация. Нельзя исключать, что спустя некоторое время, когда шум от коррупционного скандала утихнет, Арын всплывет, к примеру, в качестве министра. У нас такое часто случается. Взять хотя бы пример с Даниалом Ахметовым, который был уволен после коррупционного скандала в бытность его министром обороны. Переждав некоторое время, пока скандал утих, он позже всплыл, прямо как некая не тонущая субстанция, в качестве министра Евразийской экономической комиссии в Москве. А сейчас пошли слухи, будто он в скором времени станет акимом Астаны. Хотя это вряд ли произойдет, но все же!

   Не сидит сложа руки в цугундере и Толеген Бастенов. Он отчаянно рвется на свободу. К примеру, под Новый год пытался выйти из СИЗО под солидный залог. Но его адвокатам не удалось вытащить его. Учитывая, что арестант является очень обеспеченным человеком, есть вероятность того, что он сможет откупиться, и дело спустят «на тормозах». На нем сильные мира сего могут сделать большие деньги. И скорее всего, торги идут. В нашем сверхкоррумпированном государстве это вполне реально. В Советском Союзе за подобную взятку сразу расстреливали. Как сегодня в Китае. У нас же мздоимцы могут легко откупиться и жить припеваючи. Это обычное явление в авторитарных странах с управляемой демократией.

Ольга РОЗАНОВА Газета «Саясат Алаңы» (Трибуна) №1(54), 15.01.2014

Вот так вот

Поделиться
+1