Должны ли автовладельцы платить за штрафстоянку, куда водворяют их машины?
Впоследнее время приток машин на павлодарские штрафстоянки, а их в районе бывшего областного ГАИ аж две, заметно возрос - в городе прошел очередной рейд «Борышкер», в ходе которого полиция, налоговики, судебные исполнители и прокуроры отбирали транспорт у тех, кто имеет задолженность по налогам, штрафам и судебным решениям.
Павлодарские надзорники еще в ходе предыдущих подобных акций, когда изымались чаще не сами машины, а техпаспорта, доказывали, что все это делается в строгом соответствии с законом. Предположим, что так. Но, как пожаловались «Версии» владельцы изъятых авто, помимо непосредственно штрафов, на них возложили и оплату услуг штрафстоянки - без этого, мол, обратно транспорт не отдают. А насколько это законно?
Заинтересовавшись этим вопросом, мы никаких законодательных норм, обязывающих автовладельцев платить за штрафстоянку, не обнаружили. И выяснили, что в соседней Караганде прокуроры давно признали сбор денег за простой автомобилей на штрафстоянке незаконным.
А все потому, что 630-ая статья Административного кодекса, которая регулирует этот вопрос, конкретно не запрещает, но и не разрешает взимать плату. В частности, в ней сказано: «Хранение задержанного транспортного средства осуществляется на специальных площадках или стоянках, создаваемых по решению местных исполнительных органов и являющихся коммунальной собственностью». Все! О том, кто и сколько должен платить за стоянку и должен ли вообще - ни слова
Карагандинской прокуратурой, кстати, был поднят вопрос о необходимости некоего нормативно-правового акта, регулирующего порядок создания, содержания и финансирования стоянок для хранения задержанных машин, но пока в Астане такой документ не родился, и в большинстве регионов, включая Павлодар, машины со штрафстоянки не выпускают, пока владелец не отстегнет, сколько положено.
Обе павлодарские штрафстоянки (большая и маленькая) находятся в коммунальной собственности, однако, как пояснили в «Горкомхозе», на чьем балансе они числятся, бюджетные средства на их содержание не предусмотрены. Поэтому, де, все расходы, в том числе зарплату охранникам, плату за воду, электричество и уборку территории - покрывают как раз за счет сборов с автовладельцев.
Тариф в Павлодаре, кстати, по сравнению с той же Карагандой, где за сутки с машины брали 1000 тенге и больше, божеский - 290 тенге. Но, каким бы он ни был, у него должно быть законное основание. Если какой-то особенно дотошный автовладелец попросит показать ему закон, согласно которому он должен оплатить услуги стоянки, притом, что положенный государству штраф за свое нарушение он уже погасил, показать ему смогут только внутренние акиматовские постановления и положения. Юристы, у которых мы консультировались, назвали их «филькиными грамотами».
Вот почему мы просим прокуратуру Павлодарской области считать эту публикацию официальным запросом на предмет: обязаны ли граждане оплачивать услуги штрафстоянок, или же местный бюджет должен предусмотреть средства на их содержание?
В конце концов, почему бы не тратить на эти стоянки какую-то часть налоговых сборов на автотранспорт? Куда вообще деваются эти огромные деньги, если учесть, что на наши дороги, которые по идее должны ремонтироваться за счет налога, без слез не взглянешь?