По словам тех, кто знает об угонах не понаслышке, в Павлодаре редко крадут дорогие машины, зато многие колесящие по нашим улицам «свежие» иномарки - краденые. Или, как минимум, контрабандные.
Чтобы угнать, скажем, двухсотый «крузер», любую другую дорогую машину, которая заводится с помощью вмонтированного в ключ электронного чипа (если вы не украли его у владельца или не сумели добыть ключ, пока машина стоит в салоне, и сделать дубликат чипа, который электронщики паяют за 30 000 тенге), нужно специальное оборудование стоимостью более 20 000 долларов. У местных такого, как правило, нет, поэтому, если в городе похитили новую иномарку - скорее, заезжие умельцы постарались.
- Дело в том, что в таких машинах есть аварийная система запуска двигателя, чтобы до нее добраться, нужно расковырять бардачок, - посвящают нас в тонкости угона те, кто им зарабатывает на жизнь. - Вскрывают машину, затем бардачок и с помощью упомянутого выше электронного оборудования заводят - все, можно ехать. Но таким образом завести автомобиль можно только один раз: если по дороге он заглохнет, второго шанса у угонщика не будет.
А недорогие машины, которые заводятся по старинке, в основном угоняют на запчасти. Это вообще не проблема - те же «Жигули» можно завести простыми ножницами.
Самым надежным способом скрыть угон считается изготовление так называемых «двойников». Для этого преступники находят другую машину, желательно за границей (еще лучше - где-нибудь подальше России), которая полностью соответствует угнанной. Выбирают так, чтобы совпадали год выпуска, цвет и прочее. Затем угнанную машину «перебивают» - меняют номера кузова на те, что значатся у иностранного двойника. В итоге получаются два совершенно одинаковых автомобиля - в поддельных документах указывают, что та самая заграничная машина была продана, и затем вполне легально регистрируют ее в Казахстане. В итоге в двух разных странах колесят полностью идентичные друг другу автомобили, причем хозяин оригинальной машины часто даже не подозревает об этом.
К слову, «Версия» недавно сообщала, как в Астане абсолютно случайно была обнаружена «Мазда CX7» - двойник другой такой же машины с кызылординским учетом. Но там было вообще круто: на них даже госномера оказались одинаковые.
Угонный бизнес сейчас входит в топ самых прибыльных криминальных заработков, наряду с наркоторговлей, проституцией и нелегальной продажей оружия. И контролируют его сегодня вовсе не бандиты. А потому на краденых иномарках по Павлодару, утверждают анонимные угонщики со стажем, вовсю колесят те, кто должен, по долгу службы, с хищением чужих машин бороться. Причем эти люди даже не утруждают себя перебивками номеров - их-то машины проверять никто не станет. Они зачастую ограничиваются тем, что просто вешают «левые» регистрационные знаки. Вот почему, утверждает один из наших собеседников, если пробить по базе номера железных коней многих высокопоставленных лиц, окажется, что висеть они должны совсем на других машинах. А уж если вин-коды проверять…
Не так давно в соседнем Новосибирске, кстати, прямо при попытке угона со сложной электронной аппаратурой для вскрытия и запуска взяли группу гастролеров из Павлодара. Сейчас они под следствием, им инкриминируют как минимум четыре эпизода хищения престижных иномарок у россиян и перегона их в Казахстан. Хотя «коллеги» поговаривают, что машин они угнали и перепродали в разы больше. Иногда, якобы, затаскивали краденые тачки по заимствованным здесь документам и номерам аналогичных машин с павлодарским учетом, иногда - вообще по филькиным грамотам. И, раз на границе их не ловили - никаких претензий там к ним не было.
- За пропуск таких «леваков» кое-кто берет 300 долларов с машины и закрывает глаза на их проезды туда-сюда, - объясняют нам.
Говорят, в Павлодаре есть один парень, который клепает угонщикам и контрабандистам отличные техпаспорта. Официальными бланками для них, оказывается, торгуют за милую душу - по 1 000 долларов за штуку. Выходят документы, полностью соответствующие настоящим. Называются они «висячими», и с ними можно кататься до первого ДТП или другого случая, когда машину вдруг попробуют пробить по базе - в ней ее, естественно, не окажется.
Там, где угонщики или контрабандисты работают в более тесной спайке с полицией, как известно, могут и данные в базу внести - на время, которое займет в РЭО выпуск легального техпаспорта. Такой случай с последующим скандалом, как известно постоянным читателям «Версии», выявлялся в одном из регионов страны. Может быть, и в павлодарском РЭО неоднократные пожары - отнюдь не случайны?
Как нам поведали, краденые или ввезенные без всякой таможенной очистки автомобили пачками покупают для высших правительственных структур и с конспирацией тоже не заморачиваются - кто посмеет проверять машины с номерами, скажем, серии KZ?
- Для одного министерства как-то в Павлодаре купили несколько краденых машин, они и по сей день там числятся. Приехали люди, заплатили за них, и им предложили «висячие» документы сделать, чтобы без проблем в Астану перегнали. А они: зачем нам? Достали правительственные номера с флагами, повесили на эти тачки и поехали спокойно в столицу. Им на въезде в Астану еще, наверняка, честь отдали.
Процветают, по словам наших собеседников, не только сами угоны, но и связанные с ними мошенничества. Допустим, кто-то купил машину в России, застраховал ее, а после пригнал в Казахстан. Вернулся обратно в Россию с техпаспортом, ключами и объявил страховой компании, что машину угнали. Пока суд да дело, в Казахстане автомобиль продают охотникам за дешевизной за полцены (сложно не догадаться, что товар «с душком», ведь он всегда стоит гораздо меньше, чем «чистый»). В итоге ушлый владелец получает полную стоимость машины от страховой компании, плюс те деньги, которые выручил от продажи. Затем, когда автомобиль находят, новому хозяину с железным конем приходится расстаться.
- В городе двигается много машин, купленных в лизинг, опять же, к примеру, в России. Их продают здесь, и какое-то время продолжают выплачивать взносы, а потом прекращают. Машины начинают разыскивать, находят и забирают у новых владельцев. Можно судиться, конечно, да только вряд ли будет толк. А мошенники свое уже получили…