Сердце, печень и почки уступите?

Даже если в Павлодаре появляется человек, чьи органы можно отдать на трансплантацию, подарить жизнь нуждающимся в пересадке людям не получается - близкие умерших, как правило, настроены категорически против.

Старший ординатор отделения урологии первой горбольницы Галымбек Гайсин с некоторых пор является еще и региональным координатором по трансплантологии. Такие должности появились во всех областях республики - доктора, взявшие на себя эти обязанности, ищут так называемых органных доноров. Трансплантология в Казахстане развивается медленно, но верно - отечественные хирурги сейчас успешно пересаживают почки, сердце и печень, тогда как раньше подобного рода процедуры казахстанцам приходилось делать за рубежом. Однако большинство таких операций, которые проводят в стране, - родственные трансплантации, когда нужный орган, к примеру, почку либо часть печени, жертвуют друг другу члены одной семьи. С использованием органов тех, кому они, так сказать, уже не нужны, дела обстоят сложнее.

- Первоочередная наша задача - поиск потенциальных доноров, - рассказывает Галымбек Куанышбекович. - Им может стать человек, чей мозг умер, но жизнедеятельность тела еще поддерживается аппаратами. В первой горбольнице очень много экстренных больных - здесь большая травматология, инсультный центр, тяжелых случаев достаточно, и все остальные мед­учреждения тоже, конечно, на контроле, поэтому найти донора не трудно. Но найти донора - это только начало работы. Юридически мы имеем право использовать органы человека, чей мозг умер, если нет прижизненного отказа больного, а также отказа его родственников (часто нам не удается разыскать семью человека, и, в принципе, по закону мы можем отдать органы на пересадку в таком случае). Но врачи в нашей стране идут на операции только при условии полного согласия со стороны родственников, чтобы избежать с ними каких-либо «трений» в будущем. А, как показывает практика, в 98 процентах случаев в Казахстане родственники в использовании органов для пересадки отказывают.

В таком состоянии люди не могут, как правило, рационально мыслить, - они потеряли близкого человека, у них горе, и мысль о том, что его органы можно изъять, пугает. У нас в штате есть психолог, который ведет беседы с родными, он готов объяснить, насколько благородным делом является донорство, что органы их близкого, который, к сожалению, уже мертв, спасут чьи-то жизни. К тому же, есть такие аспекты, как продолжение жизни умершего - его сердце будет биться в другом теле. Но, к сожалению, родственники, как правило, отвечают отказом. Может быть, потом они жалеют, но уже поздно. В итоге органы закапываются в землю, а нуждающиеся в них медленно умирают. Я думаю, если бы люди видели тех, кто ждет органы, они бы изменили свое отношение. Среди них есть, к примеру, прикованные к аппаратам молодые мамы, которые ждут донорских сердец. И таких несчастных - десятки в нашем регионе, тысячи - в стране.

По статистике, в Америке нуждающиеся ждут донорское сердце всего полгода, в Европе - девять месяцев, а у нас - практически не дожидаются. В Казахстане сердце пересаживали всего несколько раз. А все по причине отсутствия доноров. Тем не менее, отечественные трансплантологи не сдаются. И чудеса иногда случаются - Галымбек Куанышбекович рассказал нам, что не так давно в Петропавловске родственники одного больного, чей мозг умер, проявили сознательность и разрешили использовать органы их близкого для трансплантации. Своим благородным поступком они спасли жизни четырех человек - четырем разным людям пересадили обе почки, сердце и печень умершего.

К слову, местные врачи сами органы не изымают. Этим занимаются специальные бригады из Астаны, которые экстренно выезжают в любую точку страны, осуществляют забор органов и доставляют их в клиники, занимающиеся пересадкой. Для этих бригад разработаны особые маршруты, в том числе и запасные, чтобы врачи могли добраться до донора и обратно за максимально короткий срок. Бригады обеспечены необходимым оборудованием, есть у них аппарат, к примеру, который в пути поддерживает сердцебиение. Таких очень дорогостоящих аппаратов во всем мире буквально 5-6 штук, и один из них используется в Казахстане.

При нашем уровне медицины мы имеем возможность спасать гораздо больше жизней, но с отказами ничего не поделаешь, - разводит руками доктор Гайсин. - Нам не доводилось вызывать бригаду в Павлодар - дважды согласие родственников мы получали, но слишком поздно, доноры не дотягивали, их организмы умирали вслед за мозгом.

В перспективе забор, возможно, будем делать на местах, и в последующем - сами пересадки тоже. А почему нет? Трансплантология развивается - раньше такие операции проводились только в Астане и Алматы, а теперь еще в Шымкенте делают пересадку почки. И у Павлодара перспективные планы есть. Это очень затратное дело, но управление здравоохранения нам в этих планах не отказывает.

В развитых странах согласие на использование своих органов люди дают заранее - потенциальные доноры даже имеют специальный значок в удостоверении, паспорте либо водительских правах, а кое-где носят особый браслет. Увидев такие значки, врачи могут сразу же забирать органы на пересадку без разрешения родных. Возможно, и у нас со временем заработает подобная система, по крайней мере, программа прижизненного согласия на посмертное донорство разрабатывается. Но Галымбек Гайсин считает, что в первую очередь должно меняться не законодательство, а отношение общества к проблеме трансплантологии.

- Даже среди медицинских работников есть некоторые предубеждения по поводу трансплантации, что уж тогда говорить о простом населении, - сетует Галымбек Куанышбекович. - Нам нужно менять свои взгляды. Общество должно знать больше о возможностях медицины, и о тех людях - десятках, сотнях, тысячах, которых можно спасти. Возможно, если бы об этом больше говорили в обществе, обсуждали внутри семей, ситуация изменилась бы к лучшему. Поэтому мы должны чаще поднимать тему посмертного донорства и рассказывать людям о том, насколько это важно, жизненно необходимо.

А вы, уважаемые читатели, готовы обсуждать эту тему? Готовы пожертвовать свои органы или дать заветное согласие, если, не дай Бог, что-то случится с вашими близкими? Эти вопросы актуальны для Казахстана, как никогда, и каждый из нас должен задать их себе.

Поделиться
+1