В Павлодарской области широко прошло празднование 300 лет со дня рождения Баян батыра, героя 200-летней войны казахского народа против Джунгарии за независимость, территориальное и политическое единство Казахского ханства. На въезде в Павлодар, перед гостиницей «Сары-Арка» торжественно открыт пятиметровый бронзовый памятник Баян батыру, созданный скульптором Едиге Рахмадиевым. Это изваяние, стоимостью почти 45 миллионов тенге, было создано на народные пожертвования и стало украшением областного центра.
«Я верю в Баяна: взмахнет он мечом, и недруг сражен без пощады.
А я без Баяна - орел без когтей, скакун, не достигший награды,
Я с места не сдвинусь, поверь мне, Канай, и слово мое нерушимо.
Я буду стоять, и Баяна дождусь. Я буду стоять, сколько надо...»
Слова Абылай хана из поэмы «Батыр Баян» М. Жумабаева
С 11 по 12 июля в урочище «Қалмақ қырылған жер», расположенном возле аула Акшиман Майского района Павлодарской области, прошла историческая реконструкция сражения «Батыр жолы». Именно здесь в 18 веке казахские воины под предводительством одного из главных батыров Аблай хана - Баян батыра защищали свои земли и отбили нападение джунгар. 300 лет спустя по предгорьям вновь разнеслись воинственные крики батыров, топот коней и лязг оружия. Театрализованное сражение в честь 300-летия Баян батыра провели активисты «Центра развития молодежных инициатив» управления по вопросам молодежной политики Павлодарской области.
От аула Акшиман до урочища «Қалмақ қырылған жер» примерно пять километров. Этот путь по бездорожью и жаре участники «Батыр жолы» прошли пешком. В исторической реконструкции участвовало более 200 человек – студенты, спортсмены, наездники, актёры драмтеатра имени Аймаутова, жители Акшимана и просто любители истории. Среди зрителей, например, была семья павлодарских путешественников Юрия и Светланы Кузиных с четырьмя маленькими детьми. Кузины решили познакомить своих малышей с наследием казахской истории и культуры.
На два дня в урочище «Қалмақ қырылған жер» бы разбит этноаул из 12 юрт, в котором молодёжь восстановила быт казахов 18 века. Здесь же прошёл конкурс на самую лучшую юрту. Для инсценировки боя были изготовлены доспехи и оружие казахских и джунгарских воинов 18 века. Как говорят историки, основным оружием казахов тогда были сабли, луки и пики. Напомню, что в 1599-1750 годы джунгары были самыми опасными противниками казахов. Они захватывали пастбища, собирали дань на Шёлковом пути и других торговых маршрутах.
Джунгары - это тюркский народ, исповедовавший буддизм (потомки джунгар ныне именуются калмыками и ойратами Монголии и Китая). Два века военным преимуществом джунгар над казахами была организованность и вооружение - фитильные ружья. Против огнестрела в дальнем бою казахи со своими луками были бессильны. Зато в ближнем бою батыры демонстрировали чудеса героизма. Так как поначалу казахские племена были разобщены и не имели единого военачальника, джунгары били их поодиночке, уничтожив почти две трети казахского народа.
От полного истребления казахов спасло объединение жузов, когда общим верховным военачальником избрали Абулхаира. Однако, вернёмся к нынешним событиям в урочище «Қалмақ қырылған жер». По сценарию организаторов были воссозданы основные этапы сражения. Сначала был совет батыров у Аблай хана, с участием известных батыров: Баяна, Кабанбая, Малайсары, Олжабая, Жанатая. Ключевым событием стала реконструкция битвы, увенчавшаяся победой казахских воинов над джунгарами.
Роль Баян батыра отлично сыграл актёр театра имени Аймаутова Бекмухамбет Токатов. Он показал, что может уверенно держаться не только на сцене, но и в седле. В ходе двухдневного пребывания в «Қалмақ қырылған жер» молодёжь участвовала в казахских национальных играх и состязаниях, таких как: көк-пар, теңге алу, қазақша күрес и в конкурсе на лучшее приготовление баурсаков.
Жалко, что зрелищное событие «Батыр жолы» прошло вдалеке от массового зрителя. Хорошо бы подобный праздник в следующий раз провести где-нибудь в областном центре и шире осветить в прессе. Тогда бы идеи, выдвинутые организаторами - воспитание патриотизма и единение казахстанцев, были услышаны и поддержаны более значительной частью граждан. Хотя, бесспорно, паломничество к историческим местам тоже имеет свою воспитательную силу и может способствовать развитию в Майском районе развитию экотуризма.
Во время празднования 300-летия со дня рождения батыра Баян Касаболатулы в интернете вдруг закипели споры о том, являлся ли он реальным человеком или вымышленным персонажем. Википедия, к примеру, называет Баян батыра «одним из литературных героев». Приверженцы мифичности батыра указывают на то, что широкую известность он получил в 1989 году, после публикации поэмы «Батыр Баян» Магжана Жумабаева (на русском языке она вышла в 2002 году). В этом произведении Жумабаев описал один из эпизодов жизни батыра.
Надо сказать, что поэму «Батыр Баян» Магжан Жумабаев написал ещё в 30-х годах прошлого века. Говорят, что именно за неё он был репрессирован и расстрелян. Впрочем, до этого он отбыл срок заключения за участие в создании «Алаш-Орды», пропаганду пантюркизма и по сфальсифицированному обвинению в японском шпионаже. До 8 июля 1960 года имя писателя и его произведения находились под запретом. После реабилитации Жумабаева широкую известность приобрёл и Баян батыр. В 1993 году по поэме Жумабаева «Казахфильм» снял одноимённый художественный фильм «Батыр Баян». Русскоязычная версия этой кинокартины есть на сайте kaztube.kz.
Я решил удостовериться в реальности существования Баян батыра и обнаружил следующие факты. Впервые в письменных источниках имя Баян батыра упоминается в первом томе сборника Шокана Уалиханова в статье «Исторические предания о батырах ХVІІІ века». Сборник был издан профессором-востоковедом Н. И. Веселовским в 1904 году в Санкт-Петербурге. Основываясь на легендах и семейных преданиях, Шокан Уалиханов пишет:
«Когда спросили у Аблая (Аблай хана, - авт.), кого он из батыров более уважает из всех трех орд, он отвечал: «Из предшествовавших мне мужей двое заслуживают удивления: Казыбек каракесековец, который возвратил от Галдан 90 своих пленных и Дерпсалы уаковец, также возвративший своих пленных. Первый возвратил просьбой и был сам у Галдана, а последний устрашил врага сидя в своем ауле. Из моих батыров басентииновец Малайсары по богатству, храбрости и по характеру, и уаковец Баян по уму и храбрости стоят выше всех».
То есть, по устным преданиям (письменность в 18 веке у казахов была мало развита), Аблай хан высоко ценил боевые достоинства Баян батыра. Его героизм воспевали акыны Умбетей и Татикара. Так как Баян батыр является представителем казахского рода Уак, его имя встречается в родовых книгах Шежире, а также передаётся в виде семейных легенд из поколения в поколение. Кстати, с той поры сменилось всего шесть-семь поколений. Для казахов, обязанных помнить своих предков до седьмого колена, это не большой срок. К примеру, на открытии памятника в Павлодаре присутствовал один из потомков Баян батыра в шестом колене Зейнулла Олжабаев из Петропавловска. Он сказал, что Баян батыр некоторое время проживал на территории нынешнего Железинского района Павлодарской области и воевал на территории нынешнего Майского района. (Так что, некоторое отношение к Павлодарской области он имеет, - авт.).
Упоминания Баян батыра встречаются в произведениях начала 20 века поэта Машхур Жусупа Копеева, а также в работах академика Алькея Маргулана. К сожалению, единственное, что свидетельствует о реальности Баян батыра – это многочисленные народные придания. Историки не могут сойтись в точной дате его рождения. Одни указывают приблизительно 1710-1715 годы, другие на десяток лет раньше. Более детальное описание биографии Баян батыра я нашёл в статье Владимира Шестерикова «Батыры земли приишимской», опубликованной в 2011 году в журнале «Провинция»:
«В послужном списке богатырей земли Приишимской, составленном в областной библиотеке им. Сабита Муканова (Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени С. Муканова, г. Петропавловск, - авт.), значится и батыр Баян. Он родился в 1704 г. (!) в ауле Аралагаш на территории (в советское время - совхоз «Карагандинский») нынешнего района Магжана Жумабаева (СКО). Отец его Касаболат был искусным ювелиром. Мать Ажар - дочь известного батыра Шолапа, сестра Дата, отца знаменитого батыра Сырыма Датова из рода Байбакты. Баян - выходец из отделения Шога рода Уак. С 14 лет участвовал в военных походах вместе с более опытным старшим родственником Сары батыром. В 17 лет становится известным сардаром (командиром отряда), умело владеющим военным искусством. За проявленный героизм и полководческие заслуги он снискал особое почитание у народа и воспевался им в течение трех столетий. В первой половине и середине 18-го века при защите казахских степей от нашествия джунгар Баян проявил исключительный героизм, став верным соратником, одним из главных батыров Абылай хана. Он сумел сплотить народ против врага, возглавив многочисленный отряд сородичей; совместно с Кабанбаем, Малайсары, Олжабаем, Жанатаем и другими батырами принимал участие в освобождении Прииртышья, Кабинских земель и Тарбагатайского края».
В той же статье указано ещё одно любопытное сведенье: «Летом 2004 года со дня рождения выдающегося батыра, героя народно-освободительной борьбы против чужеземных захватчиков исполнилось 300 лет - этим фактом завершает его биографию составитель, заведующая информационно-библиографическим отделом Юлия Пискунова». Исходя из данных строк, можно предположить, что 300-летие Баян батыра в Северо-Казахстанской области отпраздновали ещё десять лет назад!
Некоторые разночтения наблюдаются и в указании года смерти Баян батыра, хотя большинство исследователей склонно называть 1575 год. Однако место погребения героя до сих пор так и не найдено. Сегодняшняя официальная версия гибели батыра – «Смерть настигла его в седле, на поле брани». Детальнее конец жизненного пути воина, со ссылкой на работы Шокана Уалиханова, описывается на сайте www.tarih-begalinka.kz: «На обратном пути Баян, заболев от воды, отравленной трупами калмыков, скончался. Об этом пишет Шокан».
Празднование 300-летия Баян батыра в Павлодаре было подытожено большой международной научно-практической конференцией, которая собрала в ГДК имени Естая историков, биографов, общественников со всего Казахстана, а также представителей казахских диаспор из России, Китая, Монголии и Узбекистана. Председателем научного собрания был казахстанский академик, доктор философских наук, профессор Гарифулла Есим.
По завершению официальных мероприятий был дан поминальный ас в честь Баян Батыра. От себя хочу добавить, что сегодня мы наблюдаем второе рождение забытого героя - Баян батыра. Я считаю, что это не просто очередное историческое исследование, а в первую очередь важное политическое событие, направленное на поднятие боевого духа казахского народа и его сплочения перед лицом возможных испытаний.
Спасибо Алексею УСОВУ за предоставленные фотографии!
P.S. Статья носит дискуссионный характер, своё мнение высказывайте в комментариях.