Те, кто бывает на фестивалях «Шахимардан приглашает друзей», отмечают, что их организатор - заслуженный артист РК Ш. Абилев всегда ярко и образно благодарит всех, кто ему помогает, и чиновников тоже обязательно; и он особо выделяет начальников управления культуры.
На первых фестивалях он тогдашнего руководителя ведомства А.М. Канафину неизменно называл «павлодарским министром культуры», от которой многое зависит. Думается, что опытный, умудренный в тонкостях чиновничьей жизни Ш. Абилев неспроста каждый раз произносит такие спичи-«реверансы». «Конечно, - говорил мне потом лично Шахимардан Кайдарович, - последнее слово за первым руководителем. Но его свита, чиновники, особенно руководители отраслей, определяют очень многое. Естественно, в зависимости от их индивидуальных качеств».
«В истории Казахстана, - говорит другой наш павлодарский аксакал от культуры, заслуженный артист РК М.С. Манап, – было немало министров культуры. Но наше «зиялы каум» выделяет в основном троих. Это Темирбек Жургенов, Ильяс Омаров и Узбекали Жанибеков. Каждый из них работал в непростых условиях и тем не менее оставил заметный, яркий след в развитии культуры и искусства Казахстана».
Темирбек Жургенов руководил Наркомпросом республики в 1933-37 годах. Ситуация тогда в десятки раз была сложнее, чем нынешние экономические кризисы. Казалось бы, не до духовного. И тем не менее, именно тогда был заложен тот мощный фундамент культуры и искусства, плодами которого мы пользуемся и по сей день. И роль Темирбека Жургенова в этом процессе весьма значимая.
Ильяс Омаров руководил сферой культуры и искусства относительно недолго. Однако его имя для большинства казахстанской интеллигенции тоже весьма знаковое. Сначала, работая в ЦК компартии Казахстана, он очень многое, например, сделал, чтобы защитить от удара тоталитарной системы казахских интеллигентов, в том числе выдающегося ученого Ермухана Бекмаханова. В последние три года своей жизни он весьма плодотворно работал министром культуры Казахстана.
Яркий след в развитии культуры Казахстана, в т.ч. в нашей области (это проявилось, например, в открытии Казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймаутова), оставил и Узбекали Жанибеков. В 70-80 годы он был секретарем по идеологии Тургайского обкома партии. Ерсаин Кандержанович Тапенов и Мухтар Садвокасовчи Манап тогда работали в местном драматическом театре. И по свидетельству этих двух деятелей культуры, У. Жанибеков сам лично, не считаясь ни со временем, ни с разными трудностями, подвижнически, вникая во все детали, работал на ниве культуры в этой новой области Северного Казахстана. «Я до сих пор, - говорит М.С. Манап, - с неподдельным волнением вспоминаю, как Узбекали Жанибекович просто и буднично помогал во всем нашему молодому театру. От приглашения режиссеров до выделения квартир и удобной мебели. Не пропускал премьеры и концерты. А сколько он усилий приложил для создания в Тургае – овеянном историей крае – мемориальных музеев, филармонии, музыкальных заведений». Точно так же подвижнически, прежде всего по велению души, по свидетельству его современников и соратников, У. Жанибеков руководил сферой культуры Алма-Атинской области; затем был министром культуры, секретарем ЦК Компартии по идеологии. При этом, как совершенно справедливо подчеркивают мои собеседники, У. Жанибеков проявлял заботу о культуре также в непростых условиях второй половины 80-годов прошлого столетия.
Мы привели эту информацию о трех уважаемых казахстанской интеллигенцией чиновников от культуры республиканского масштаба не только с целью еще раз напомнить всем о постепенно забывающемся прошлом. Как говорит известный наш поэт Улыкбек Есдаулетов, «Ұлкен адам болу ұшін – ұлкен арман керек кой (чтобы быть достойным, надо иметь хороший пример и большие цели)». Уроки истории важны для сегодняшней жизни. Конечно, республиканские масштабы намного шире региональных. Да и, понятно, не стоит проводить личностные параллели. И тем не менее, уважаемый Ш. Абилев прав, большинство местных вопросов решаются на местах и во многом зависят от воли и желания местных руководителей. За последние 15 лет управлением культуры Павлодарской области руководили три человека — А.М. Канафина, К.С. Каримов и Р.Ж. Кадысова. Все они конечно, обычные чиновники, со своими плюсами и минусами. Р.Ж. Кадысова в общем не успела себя как-либо проявить. Наиболее запомнилась А.М. Канафина. Именно при ней постепенно начали возрождаться профессиональные музыкальные коллективы, филармония, хотя, к сожалению уровень их работы, по мнению многих, еще далек от желаемого. Напомним, что в 70-80 годы Павлодарская областная филармония под руководством В. Линчевского была в тройке лучших учреждений своего профиля в масштабах всего СССР. Я сам лично не знаком с Аим Мукарамовной. Но многие очень уважаемые руководители – ветераны творческих коллективов, деятели культуры в общем неплохо о ней отзываются.
Но все это в прошлом. Недавно наше областное управление культуры архивов и документации возглавила Айнур Максутовна Сарсенбаева. Учитель истории по образованию, она имеет определенный опыт работы в местных исполнительных органах, была начальником отдела культуры и развития языков городов Аксу и Павлодара. На своей последней должности восстановилась через суд. А.М. Сарсенбаева дважды давала интервью «НВ», где говорила о своих немалых замыслах, желании работать по лучшим стандартам. Правда, тогда она была в реализации своих замыслов стеснена городскими рамками. Теперь, как говорится, карты в руки. Глава области К. Бозумбаев поручил новому руководителю «обеспечить эффективную работу подведомственных учреждений культуры, создать условия для сохранения и приумножения культурного потенциала региона».
Перед новым руководителем регионального управления стоит немало проблемных вопросов, о которых наши СМИ, в том числе «НВ», не раз писали. Хочется надеется, что хотя бы часть этих задач А.М. Сарсенбаева решит. От этого зависит многое. И прежде всего — будет ли культурная жизнь области стремиться к лучшим международным нормам, или же мы по-прежнему останемся постсоветской провинцией.
Приведенные выше примеры деятельности трех крупных чиновников от культуры говорят, что при внутреннем подвижническом отношении к делу можно найти выход и в самых непростых сложных условиях. А.М. Сарсенбаева, еще будучи начальником отдела культуры и развития языков Павлодара, обещала решить ряд культурных задач городского масштаба. Думается, что она сдержит свое слово. Ведь за этими обещаниями стоят судьбы людей, работающих в этой сфере. Может быть, именно А.М. Сарсенбаева сумеет переломить сложившуюся у нас «традицию», когда чиновники дают обещания, а затем благополучно забывают о них, и единственным видимым результатом в той же сфере культуры оказываются отчеты о ремонтах, а отнюдь не истинные культурные ценности, которые не стыдно было бы завещать потомкам.
Пожелаем же новому «павлодарскому министру культуры» удачи на этом сложном, но высокодуховном поприще.