В редакцию «НЖ» регулярно поступают жалобы читателей на домофонные компании. Все жалобы одинаковые, а фирмы разные. Люди безуспешно пытаются отказаться от их услуг, но их заявления игнорируются и ежемесячно приходят новые счета. Выход один – писать досудебную претензию и если не поможет, то судиться, есть все шансы выиграть процесс. Уж лучше самим подать в суд, чем ждать, когда это сделает компания. С помощью юриста мы дадим вам пошаговую инструкцию, как довести дело до суда.
Но для начала мы расскажем три истории, из которых очевидно, что методы работы и методы давления на всех одни (здесь и далее мы изменили фамилии клиентов по их просьбе, но в редакции находятся все документы, подтверждающие подлинность правовых конфликтов).
История Ахметовых
Медработник на пенсии Сания Зейнулловна, проживающая по адресу Кутузова, 93, уже четыре года пытается расторгнуть договор с ТОО «Модус Павлодар». Шестого сентбяря 2010 года она впервые обратилась в компанию, в своем заявлении отказавшись от их услуг.
- Гости к нам приходят редко, - рассказывает пожилая женщина. – Домофон мне не нужен. К тому же у меня небольшая пенсия, и для меня даже 200 тенге существенные деньги, которые я могут потратить на хлеб и молоко. Написав заявление, я думала, что с этого момента счета не будут приходить, но мне снова принесли квитанцию.
Пенсионерка, предполагая, что в компании что-то напутали, написала повторное заявление. Результат все тот же. Несмотря на то, что домофоном Ахметовы не пользуются, их долг уже превысил 9 тысяч тенге.
История Васильевых
Семья Васильевых, проживающая по адресу Торайгырова, 89 решила отказаться от услуг компании «Модус Павлодар» в июне 2013 года. Как и полагается в таких случаях, было написано заявление на имя директора Турлубекова А.Б.: «Прошу вас снять мою квартиру с обслуживания и, соответственно, предъявления оплаты за свои услуги в связи с тем, что договор W597/47 на мое мя от 09.09.09 года мною не подписан, следовательно, согласно п.6, указанного документа, в силу не вступил».
На фирменном бланке есть входящий номер, по логике все договорные отношения с момента регистрации заявления должны быть прекращены. Так бы было, если бы вы к примеру обратились в «Казахтелеком», но общие правовые нормы почему-то в случаях с домофонными компаниями не работают. Васильевы регулярно продолжали получать счета, и на сегодняшний день сумма долга на домофон, которым они не пользуются, достигла почти пяти тысяч тенге.
В июне 2014 года было решено направить в компанию досудебную претензию.
«Уже ровно год, как я отказалась от услуг договора (заявление с входящим номером 7173 от 13 июня 2013 года). Фактически домофон не работает с мая 2013 года. Однако мне до сего дня присылают квитанции с начислениями за непредоставленные услуги, что противоречит действующими законодательству РК. На основании вышеизложенного прошу сделать перерасчет и выставить квитанцию за оказание услуг по май 2013 года, которые я обязуюсь оплатить. В противном случае мною будет подан гражданский иск в суд».
В ответ Васильевы получили новую квитанцию… без перерасчета.
История Остаповых
На этот раз речь пойдет о компании ТОО Сервисный центр «Домофон Cyfral», нам ее рассказала Анна Остапова, владелица квартиры по улице Толстого, 68.
В ее доме установили домофон, через некоторое время она решила отказаться от трубки в квартире и обратилась в компанию. После чего трубку в квартире демонтировала. Прошло несколько лет и Остаповы находят в своем почтовом ящике уведомление с требованием явиться в гражданский суд. Выяснилось, что все это время после демонтажа трубки компания продолжала начислять абонентскую плату за услуги, которые фактически не предоставлялись. Тем не менее, это не помешало ТОО Сервисный центр «Домофон Cyfral» подать иск на Остаповых о взыскании 12856 тенге.
Анна, приехав в суд, ознакомилась с материалами дела, оказалось, что компания приобщила к делу договор с поддельной подписью, то есть изначально, как в случае в Васильевыми, не было договорных отношений. Так какие могут быть требования?! Учитывая, какой оборот приняло дело, истец отозвал свой иск. Казалось бы, конфликт исчерпан. Но счета продолжили приходить, да еще и с пеней!
В июле Остаповым попросту заблокировали входные ключи.
- 16 числа без уведомлений и разъяснений, не имя на то законных оснований, по собственному усмотрению компания лишила меня возможности беспрепятственного входа в принадлежащую мне по закону собственность, ограничив возможность открытия дверей собственными ключами, - рассказала Анна. – Я написала претензию на имя директора с требованиями исправить положение или предоставить мне новые ключи в течение двух дней, пригрозив, что буду отстаивать свои права в судебном порядке с привлечением внимания общественности.
Надо сказать, что новые ключи в указанный срок Анна получила, а вместе с ними и новый счет. Компания упорно продолжает начислять деньги.
***
Как видите знаменатель у выше перечисленных контор один – на заявления расторгнуть договора (несмотря на то, что они фиктивные) не реагируют, досудебные претензии игнорируют, более того пытаются через суд взыскать деньги за неоказанные услуги, а в некоторых случаях передают долги коллекторам.
К слову, суды завалены подобными исками от домофонных компаний. За последние полтора года в открытой базе данных мы насчитали более 150 исков к жителям Павлодара. При этом половина из них остаются не рассмотренными, так как представители домофонных компаний попросту не являются в суды. По остальным искам, как правило, выносятся заочные решения в пользу компаний, тогда как потрудись ответчики придти в суд, все могло сложиться по-другому.
Если у вас такие же проблемы, как у Ахметовых, Васильевых или Остаповых, то нужно немного потрудиться, подняться с дивана, и воспользоваться своими гражданскими правами. Иначе, вы рано или поздно пополните список тех, кому заочно присудили выплатить псевдодолги, и попадете в республиканскую базу данных должников, которым запрещен выезд за пределы страны.
Шаг первый
Вместе с юристом Майрой Джапаровой мы разработали инструкцию, как действовать, если вы хотите отказаться от домофонной трубки.
Для начала вам нужно обратиться с письменным заявлением в вашу домофонную компанию. Правозащитники рекомендуют написать заявление заранее (форма изложения свободная), снять с него копию, либо написать два идентичных заявления. Одно заявление оставляете в компании, на втором вам должны поставить входящий номер, подтверждающий, что заявление принято.
- Помните, что вам не могут отказать в приеме обращения и его регистрации, - говорит Майра Джапарова. – Есть закон «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», и домофонные компании в том числе должны его соблюдать.
Ответ должен быть отправлен в течении 15-ти календарных дней, при иных обстоятельствах максимум месяц, но при условии, что заявителя уведомят о продлении рассмотрения его обращения.
Если через месяц ответа нет, а счета продолжают приходить, то у вас есть два варианта (при желании вы можете воспользоваться обоими).
Шаг второй
Вы можете привлечь директора компании к административной ответственности за нарушение закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
- Вы можете написать заявление в полицию и прокуратуру, в котором изложить, когда было подано обращение и тот факт, что сроки на ответ вышли, и ваше заявление попросту игнорируется, а счета продолжают приходить. Налицо материальный вред, - поясняет юрист.
В заявлении в полицию сошлитесь на статью 96 Административного кодекса РК, которая гласит, что обращение жалобы во вред физическому или юридическому лицу, подавшему обоснованную жалобу, или в интересах которого она была подана, влечет штраф на должностных лиц в размере от пяти до десяти месячных расчетных показателей, и попросите привлечь директора компании к административной ответственности.
- То есть, не рассмотрев ваше заявление, не расторгнув договор, и продолжая начислять вам абонентскую плату за услугу, которой вы не пользуетесь, компания тем самым действует вам во вред.
И далее остается ждать реакции правоохранительных органов.
Шаг третий
Вам нужно подать в суд, а не ждать у моря погоды, надеясь, что все само собой забудется. В гражданском суде есть образец, опираясь на него, вы можете оформить иск, последовательно изложив суть своей жалобы, и потребовав от домофонной компании аннулировать задолженность и прекратить начисление оплаты, а тем более, пени за услуги, которые вы фактически не получаете.
Не бойтесь обращаться в суд, если здраво изложить суть своих претензий, то с большой долей вероятности вы выиграете этот процесс. К сожалению, в Павлодаре нет еще таких примеров, но в Караганде владельцы квартир, оказавшиеся в подобной ситуации, выигрывали суды. В открытой базе данных есть решение апелляционной инстанции по одному из таких дел, вот выдержка оттуда, надеемся, что она вас вдохновит:
«Установлено, что 30.11.2008 года по поручению жителей 8 подъездов дома 25 по проспекту Н.Абдирова г. Караганды ТОО «Модус KZ(КЗ)» на основании договора от 20.10.2008 года была установлена домофонная система.
Ответчица является собственником квартиры 215 дома 25 пр. Н.Абдирова г.Караганды, которая согласившись с предложением об установке квартирного аппарата, произвела его оплату в сумме 4 500 тенге и фактически пользовалась домофонной системой в течение месяца. Согласно условиям индивидуального договора на обслуживание подъездного домофона, ответчица должна была производить оплату ежемесячно до 10 числа текущего месяца в размере 200 тенге.
Как следует из материалов дела и установлено в суде, квартирный аппарат обратной домофонной связи, установленный в квартире ответчицы, был отключен истцом в середине января 2009 года, т.е. через месяц после установки, в связи не уплатой абонентской платы.
Ответчица узнала об этом сразу же, при обращении в офис компании по телефону. Отключение со стороны истца при этом было произведено без надлежащего письменного уведомления абонента о необходимости погашения задолженности за месяц до приостановления исполнения договора.
С указанного времени ответчица пользуется только магнитным замком в подъездной двери, стоимость которого, по мнению ответчицы, была оплачена полностью при установке домофонной системы (по 1000 тенге единовременно с каждой квартиры и за 2 ключа, по 500 тенге за каждый ключ).
Доводы ответчицы в этой части согласуются с фактическими обстоятельствами дела. Истец не отрицает, что абонентская плата установлена только для тех жильцов, у которых в квартире установлена трубка обратной связи. С других жильцов, которые отказались от установки квартирной трубки и пользуются только магнитным замком и ключами, абонентская плата истцом не изымается. Обязывание не желающих жильцов заключить договор исключается, как и равно невозможно ограничить их доступ в свой подъезд и квартиру.
В связи с чем, не могут быть приняты во внимание доводы ТОО «Модус KZ(КЗ)» о правомерности начисления задолженности за период, когда квартирный аппарат абонента был отключен от общей домофонной системы, т.е., с середины января 2009 года, поскольку в указанный период времени абонент не пользовался этой услугой, что согласуется с требованиями ст. 488 ГК Республики Казахстан, предусматривающей оплату энергии только за фактически принятое количество энергии».
В итоге суд признал незаконными все начисления после отключения домофона. И решение было засилено вышестоящими инстанциями. Поэтому не ленитесь отстаивать свои права.
К слову, мы не намерены останавливаться на одной разъяснительной публикации, и планируем на примере Ахметовых, Васильевых и Остаповых доказать, что судиться с компаниями, нарушающими ваши гражданские права не только можно, но и нужно. В ближайшее время от имени трех семей будут подготовлены иски и поданы в суд. Мы обязательно опубликуем образец иска, чтобы у читателей, которым самим затруднительно написать исковое заявление, была возможность последовать нашему примеру, и расскажем о результате судебных баталий. Надеемся, что такого рода судебные иски научат домофонные компании уважать своих клиентов, а клиенты научатся стоять за себя.