Возможное повышение тарифов на проезд в общественном транспорте вызвало неоднозначную реакцию общественности. В частности, депутаты партии «Нур Отан» считают подобное поведение перевозчиков неприемлемым, отмечая, что рост цен не обоснован, а сами транспортники уходят от прямых ответов.
Напомним, на прошлой неделе депутаты городского маслихата предварительно одобрили заявку перевозчиков о повышении стоимости проезда в общественном транспорте. Согласно расчетам, горожане вынуждены будут платить не 50, а 60 тенге за одну поездку в автобусах и трамваях. В качестве доводов транспортники назвали февральскую девальвацию и последовавшее за ней подорожание импортных запчастей и топлива. Однако активисты партии «Нур Отан» выразили несогласие с новыми тарифами, отметив, что аппетиты перевозчиков растут быстрее доходов самих павлодарцев.
– На самом деле оснований для пересмотра стоимости проезда нет, - говорит первый заместитель председателя городского филиала партии «Нур Отан» Арман Ешмуратов. – Потому что сама система перевозок сегодня не является прозрачной. Во-первых, абонемент – это не платежный документ. Во-вторых, неизвестно, сколько водителей реально работает в парках, и из чего вообще складывается тариф. Кроме того, необходимы поправки и в действующее законодательство. И пока все это есть, существует неконтролируемый нал, а это уже теневая экономика.
Решение об изменении тарифов должны были принять депутаты на сессии городского маслихата. Но после шумихи в прессе и публичных протестов этот вопрос оказался отложен. Обеспокоенные складывающимся положением дел, транспортники немедленно созвали пресс-конференцию, где рассказали журналистам о том, как им плохо нынче живется. О том, что денег катастрофически не хватает, и вообще – перевозчики уже давно работают себе в убыток. Может быть, поэтому многие водители хамят пассажирам и ведут себя порой не совсем корректно? Может, им просто надоело «работать себе в ущерб»?
– Мы уже полгода не можем добиться от депутатов повышения тарифов, - говорит председатель ассоциации «Областной союз транспортников» Василий Рудаков. – И это при том, что у нас сохранено 15 льготных категорий пассажиров, имеющих право бесплатного и частично оплачиваемого проезда. Среди них инвалиды и ветераны войны, пенсионеры, многодетные матери и другие представители социальных групп. Но если в прошлом году перевозчикам предоставляли компенсацию, то в этом году денег не поступало. Можно сказать, мы пошли на это в добровольно-принудительном порядке, о чем уже в курсе прокуратура, куда мы обратились за помощью.
Выставляя себя потерпевшей стороной, транспортники почему-то забывают рассказать о схеме своей работы.
– Дело в том, что городские автопарки свой транспорт сдают в аренду. То есть перевозчик выигрывает тендер на маршрут, а обслуживают его другие индивидуальные предприниматели – водители, работающие по патенту. И ежедневно они рассчитываются со своими арендодателями, - рассказал А. Ешмуратов.
Известно, что водительская такса колеблется в районе 17-20 тысяч тенге. Исходя из этих расчетов, один только Павлодарский автокомбинат, в гараже которого 61 автобус, ежедневно зарабатывает на аренде свыше миллиона тенге. Неплохая сумма, не так ли? Притом что зарплата кондуктора и покупка топлива – забота самого водителя.
Возможно, доход автопарков гораздо выше, вот только сами перевозчики предпочитают об этом не говорить.
– У нас существует распределение, которое устоялось с годами. Арендатор должен отдать мне ту часть, которая идет на покрытие моих расходов, на ремонт подвижного состава и на приобретение нового транспорта. У нас это строго оговорено, и каждый занимается своей частью: он не лезет в мою, я не лезу в его. Однако сумму вам назвать я не могу – это коммерческая тайна, - сказал директор Павлодарского автокомбината Александр Панченко.
Со слов транспортников, вместе с ценой на проезд растет и стоимость аренды. То есть сами водители возможное повышение тарифов могут не почувствовать вовсе. В данном случае не они рулят ситуацией.
А еще каждый раз перевозчики подчеркивают, что в Павлодаре самые низкие тарифы в стране. Однако на самом деле ситуация выглядит совсем не так. Самый высокий тариф сейчас в Алматы - 80 тенге. Совсем недавно по этому показателю с мегаполисом сравнялась Караганда, где общественность долго возмущалась повышением стоимости проезда, но в итоге вынуждена была смириться. Дешевле проезд в Астане. В столичных автобусах пассажиры платят всего 60 тенге. Аналогичные расценки установились в Костанае и Семее. Жители Шымкента, талдыкорганцы и кызылординцы ездят на городских автобусах по тем же тарифам, что и павлодарцы, оплачивая по 50 тенге за поездку. Дешевле всего услуги перевозчиков в Таразе - там тариф установлен в размере 45 тенге. А лидер по этому показателю, как ни странно, Актау, где кондукторы в общественном транспорте берут с пассажиров всего 35 тенге.
Ближайшая сессия городского маслихата обещает быть очень интересной. Не секрет, что среди депутатов есть и представители транспортных компаний. И, возможно, для них настал момент определиться, чьи же интересы они отстаивают – предприятий или своих избирателей.