Один из проектов для молодежи – компетентная консультация юриста, психолога и правозащитника. Молодежь является одной из самых незащищенных категорий граждан.
Всем людям знакомы стрессы, перепады настроения, раздражительность и беспокойство, и возникают эти ощущения, как правило, неспроста – виной тому обиды, ссоры или просто незавершенные дела. Иногда самостоятельное решение проблемы вызывает трудности. В этих случаях может быть необходима помощь психолога.
В настоящее время граждане ежедневно сталкиваются с необходимостью оказания юридической помощи. Будь то охрана прав потребителей или жилищные, семейные и другие вопросы.
Проектом предполагается виртуальная приемная.
Уважаемые читатели, все интересующие вас вопросы вы можете присылать нам в редакцию или обратиться с ними в ЦОМ.
На вопросы отвечает руководитель отдела департамента по защите прав потребителей Д. Тулеубаева
Я купил айфон предпоследней модели в магазине бытовой техники, через два дня он, не по моей вине, стал плохо работать. Когда я понес его обратно, продавцы отказались мне его менять или возвращать деньги. При этом предложили доплатить еще 20 000 тенге и купить айфон последней модели, я так и сделал. Мог ли я как-нибудь отстоять свои права?
Ответ: Согласно Закону Республики Казахстан «О защите прав потребителей», потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были заранее оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При покупке некачественного товара перечисленные выше права потребителей равнозначны, и Вы вправе выбрать любой из подходящих вариантов. Для выражения своего волеизъявления необходимо предъявить продавцу письменное требование. В случае невыполнения продавцом Вашего требования обращаться в суд. Хорошим помощником в досудебном урегулировании спора и при необходимости в суде могут стать общественные объединения по защите прав потребителей (контакты размещены на сайте департамента по адресу: pavlsanepid.gov.kz в рубрике «Справочник потребителя»).
Я езжу на работу на автобусе № 10. Неизвестно по какой причине интервал водителями не соблюдается. Приходится порой стоять 30 минут, а то и больше, и опаздывать на работу. А в выходные дни вообще не дождаться. Кому я могу пожаловаться и будет ли это действенным?
Ответ: Согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются согласно договору между перевозчиками и местными исполнительными органами на конкурсной основе. Рабочим органом в данной сфере при акимате является отдел коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. С Вашим вопросом необходимо обратиться в указанный орган, где Вы сможете узнать расписание движения по маршруту № 10, а также подать жалобу на перевозчика в случае несоблюдения им расписания.
В случае установления факта некачественного оказания услуг по перевозке пассажиров к перевозчику могут быть применены санкции, предусмотренные договором.
Пришла на футбол с литровой бутылкой холодной воды, так как на улице было очень жарко. При входе меня заставили оставить бутылку, никак это не аргументируя. Сказали только то, что пропускают лишь с пол-литровой бутылкой. На вопрос, могу ли я выпить или вылить пол-литра и пройти дальше, ответили отрицательно. Пришлось оставить ее там.
Ответ: Согласно Закону РК «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на приобретение безопасного товара (работы, услуги). В свою очередь продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы, услуги). В данном случае, очевидно, принятые организатором матча ограничения связаны с безопасностью болельщиков (потребителей) и игроков. Обычно такого рода ограничения фиксируются в Правилах поведения на стадионах во время проведения футбольных матчей, утвержденных администрацией стадиона.
Однако необходимо отметить, что потребитель также вправе получить полную, достоверную и своевременную информацию о товаре (работе, услуге), а продавец обязан обеспечить данное право потребителя. В данном случае сотрудникам стадиона не следовало отмалчиваться, а наоборот, необходимо было предоставить Дине при покупке билета информацию об имеющихся ограничениях и их причинах.
На вопросы отвечает инспектор-юрист ЦОМа Данияр Шерияздан.
При покупке товара меня обманули, описав некоторые качества товара неправдиво. Какую ответственность может понести продавец?
Ответ: Согласно статье 159 КоАП РК, обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств и качеств товара или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влекут штраф на физических лиц в размере до 3, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 10 МРП.
Я являюсь воспитанником детского дома и хотел бы поменять свою фамилию, что мне нужно для этого сделать? Мне 15 лет.
Ответ: Вы имеете право поменять свою фамилию, написав заявление в регистрирующий орган (ЗАГС, РАГС) с указанием причины перемены фамилии.
Согласно ст. 257 закона РК «О браке и семье», перемена имени, отчества, фамилии производится при следующих уважительных причинах:
1. неблагозвучность имени, отчества, фамилии,
2. трудность произношения имени, отчества, фамилии,
3. желание супруга носить общую с супругом фамилию, если при государственной регистрации брака остались на добрачных фамилиях,
4. желание носить добрачную фамилию, если об этом не заявлено при расторжении брака,
5. желание носить фамилию, общую с детьми от предыдущего брака,
6. желание носить добрачную фамилию в случае смерти супруга,
7. желание носить общую с детьми фамилию в случае смерти супруга и если заявитель был на добрачной фамилии,
8. желание носить имя, фамилию, соответствующие избранной заявителем национальности одного из родителей,
9. желание носить имя, фактически сложившееся в жизни, отличное от имени в документах,
10. желание носить добрачную фамилию, если при вступлении в брак была принята фамилия супруга,
11. желание носить фамилию по имени отца или деда по национальным традициям,
12. желание носить фамилию и отчество по фамилии и имени лица, фактически воспитавшего заявителя,
13. желание носить имя, отчество, фамилию, соответствующие выбранному полу, при хирургическом изменении пола.