Школьный водовоз вот так «фильтрует» нечистоты

Сегодня власти упорно не замечают бородатого долгостроя на важном социальном объекте области. Для Шалдайской школы-интерната санаторного типа по прошествии восьми лет работы так и не запустили до сих пор поля фильтрации. Все эти годы нечистоты попросту вывозят водовозами на свалку.

 

Да, прошло почти восемь лет с тех пор, как в Шалдае, на окраине села и неподалеку от кромки соснового бора, с помпой открыли величественное здание школы-интерната, здесь получают профилактическое лечение и учатся дети из нескольких областей Казахстана. Проект с самого начала рассматривался как межрегиональный, более того – республиканский. Здание действительно громадное, и в нем есть всё для укрепления здоровья и учебы тубвиражных детей. Впрочем, не всё. До сих пор, с 2007 года, когда по поводу открытия школы закатили праздник областного масштаба, здесь нет очистных сооружений, хотя они и были предусмотрены проектом строительства.

 

Проблема из проблем для учреждения подобного типа, а история вопроса поросла изрядной бородой. И выхода из сложившейся ситуации не видно, более того, складывается впечатление, что этого выхода никто и не ищет. А за долгострой очистных сооружений периодически штрафуют – кого бы вы думали? Директора школы! А ведь он, кстати, в единственном числе еще тогда, в 2006 году, не подписал акт приемки здания. Даже по простой логике он никак не должен отвечать за бездеятельность исполнительной власти и за огрехи строительства столь масштабного проекта.


В 2007 году вообще-то начали строительство полей фильтрации и инфраструктуры к ним, заказчиком проекта было управление строительства Павлодарской области. Управление без проблем нашло подрядчика на солидный проект. Еще «теми» деньгами он стоил больше ста миллионов тенге. Работа пошла споро, подрядчик взялся за дело основательно и довольно быстро выполнил, по словам директора школы Николая Бебеля и акима села Шалдай Алексея Молянова, примерно 75 процентов работы. То есть провели в две нитки трубопроводы к полям фильтрации на расстояние 1,8 километра, соорудили три поля фильтрации, установили бетонные столбы для линии электропередачи. Поставили очистную станцию, где и до сих пор стоят две емкости для очистки по 500 кубов каждая. Но в одночасье строительство, уже выходившее на финишную прямую, остановилось.


С фирмой попросту перестало рассчитываться за выполненные работы управление строительства. Точнее говоря, было выплачено 72 миллиона тенге, а оставшиеся больше сорока миллионов, что называется, зависли. И это оказалось настолько серьезной брешью в бюджете компании, с которой не рассчитывались, кстати, еще по двум проектам бюджета, что фирма не выдержала, вынуждена была прервать строительство.


Почему не платили? Ведь проект-то важный, государственный. Формальная причина – не оказалось акта на землю, точнее говоря, когда начинали строительство, он был. Но временный. А по закону для окончания строительства требовалось иметь реальный акт. Однако его в тот момент оказалось получить невозможно, так как Шалдай попал в разряд особо охраняемых природных территорий, где любое строительство вообще запрещено. И никого не волновало юридическое правило: закон обратной силы не имеет. И даже на государственный социальный объект акт не дали.


Сложилась парадоксальная ситуация: по одному закону школа обязана иметь свои поля фильтрации, на них потрачены солидные государственные деньги, но по другому закону – строить нельзя. Самое интересное, что все эти годы пытаются стучаться в двери директор школы, сельский акимат, районный акимат не раз поднимал эту проблему «наверху». А вот в области предпочли забыть о проблеме, вероятно, по принципу – когда-нибудь само собой рассосется. Но не рассосалось, вывозка нечистот на свалку во время учебного года стала постоянной головной болью школы, оказавшейся со всех сторон крайней. А чтобы здесь не забывали кто есть кто, стали попросту штрафовать руководство школы за отсутствие этих самых очистных сооружений, которые недостроило, по сути дела, государство.


С тех пор и закон по особо охраняемой зоне подкорректировали, теперь подобное строительство уже можно узаконить земельным актом. Да вот беда – никто не знает: а кто же, собственно, должен теперь выступить заказчиком окончания строительства? Управление строительства? Так ведь оно после подписания акта о приемке школы вроде как смахнуло пыль со своих ног. Управление образования, в введении которого сегодня находится школа санаторного типа? А ему никто такой задачи не ставит и не забивает нужных средств в бюджет отрасли. Но тогда кто должен раскошелиться или хотя бы элементарно заметить проблему, которая, если вдуматься, буквально кричит о себе?


Отговорок о запрете на строительство теперь приводить нельзя, потому что это неправда. Тогда как быть? Мне думается, в этой ситуации должны сказать свое слово при уточнении бюджета депутаты областного маслихата, естественно, предварительно согласовав вопрос с руководством области. Понятно, задача не из простых, ведь теперь, с учетом оставшегося от когда-то осуществлявшегося проекта, понадобится новая проектно-сметная документация плюс деньги на само строительство. Но и не замечать того, что происходит, тоже нельзя.


Сейчас когда-то ухоженные поля фильтрации имеют жалкий вид: поросли травой, отсыпанные в свое время борта уже сгладились, а на самих полях выросли (самосевом) приличные сосенки. После того как строительная фирма убрала своего сторожа, здесь началось разграбление очистной станции, умудрились даже умыкнуть половину тяжеленных железных ворот. Емкости очистки пока еще стоят, а к станции подходит электролиния, сиротливо смотрящаяся без проводов.


Интересно, какой высоты станут сосенки на полях фильтрации, когда бородатая проблема начнет, наконец, решаться. Или школа так и будет ежедневно водовозами вывозить по 15-16 машин нечистот на свалку, ставшую «полем фильтрации»?

С высоты птичьего полета понятно, 
насколько грандиозна школа-интернат

Все, что осталось от полей 
фильтрации и очистной станции

 

Поделиться
+1