Так начинался снос
Больше 40 лет жителям Алюминстроя обещают застроить микрорайон жилыми комплексами. Ожидание чуда вполне могло войти в привычку, если бы летом прошлого года власти региона не объявили о начале масштабного строительства. Показательно даже снесли пять домиков, пообещав людям современное и комфортабельное жилье. Время шло, а слова все больше расходились с делом.
Лариса Морозова вспоминает, как 40 лет назад она вместе с супругом и трехмесячной дочерью въезжали в двухэтажный домик по улице Чокина. Тогда, по словам женщины, они впервые услышали от высокопоставленных господ из обладминистрации, что новоселье праздновать не нужно, поскольку им вскоре предоставят апартаменты попросторнее.
– Моей дочери уже 40 лет, у нее своя семья и трое детей. А мы продолжаем жить в этих домах, накормленные досыта пустыми обещаниями. Конечно, ежегодно с мужем делаем здесь ремонт, ведь хочется жить по-человечески, с комфортом. А стройку новой высотки я раньше наблюдала из окна каждый день. На этой площадке никогда не было больше семи человек, и понятно, почему они никак не могли закончить строить этот дом, – говорит Л. Морозова.
В городском отделе строительства подтвердили: все работы по возведению двенадцатиэтажного красавца стоимостью 880 миллионов тенге приостановлены.
– Дело в том, что темпы строительных работ подрядчика оказались очень низкими. Согласно договору он ежемесячно должен был осваивать порядка 80 миллионов тенге, но вместо этого показатели были меньше в пять раз, – объясняет сложность ситуации заместитель руководителя отдела строительства Павлодара Ержан Асылбаев. – Мы подали иск о расторжении договора в одностороннем порядке, и 16 июля экономический суд наши требования удовлетворил, признав строительную фирму из Караганды недобросовестным поставщиком услуг.
Однако новый тендер местные власти объявлять не спешат. Строительная компания не согласилась с решением суда, и ее представители намерены подать апелляцию. А это значит, что судебные тяжбы могут затянуться надолго.
– Первоначально дом мы должны были сдать в июле этого года, но с учетом всех обстоятельств это нереально. В лучшем случае, если все судебные процедуры пройдут без заминок, а к достройке объекта приступит новый подрядчик, мы завершим строительство летом следующего года. В худшем же случае, эти сроки, конечно же, сдвинутся, – добавил Е. Асылбаев.
Новый генплан микрорайона Алюминстрой, получивший название Сарыарка, местные власти презентовали павлодарцам в июне 2013-го. Современные высотки собирались строить в рамках программы «Доступное жилье». Под планируемый снос попали 159 камышитовых построек, а это почти четыре тысячи семей, каждой из которых гарантировали квартиру в новостройках.
Но тех чиновников, что раздавали обещания людям, у руля власти уже нет. А в ходе февральского ознакомительного визита в Алюминстрой нынешний глава региона Канат Бозумбаев сильно удивился, когда ему сказали о самом проекте и его стоимости. 40 миллиардов тенге – сумма для местной казны неподъемная, даже с учетом трансфертов республики.
А сами жители злополучного микрорайона, который так и не стал Сарыаркой, рассказывают, как им приходится выживать в ветхих постройках.
– У нас были случаи, когда из-за прохудившихся полов люди проваливались вниз к соседям, – говорит жительница одного из домов Алюминстроя Валентина Сокольцева. – А год назад нам едва ли не пальцем указали на генплане, где кто будет жить, в какие кинотеатры мы будем ходить, в каких магазинах отовариваться и на каких площадках будут играть наши дети. А что в итоге? Мы остались у разбитого корыта, и никто не знает, когда это все закончится.
Камышитовые дома этого микрорайона возвели больше полувека назад для строителей Павлодарского алюминиевого завода. Это было временное жилье, подлежавшее сносу в дальнейшем. В годы приватизации люди выкупили квартиры в частную собственность и закрепили жилплощадь за собой.
– От нас отказались все КСК города, поэтому все коммунальные вопросы нам приходится решать самостоятельно. Зима не за горами, и к ней мы начали готовиться еще весной, утепляя свои дома, насколько это возможно. Но есть и те, кто не в состоянии сделать это, – старики, пенсионеры. Вот как жить в таких условиях? – сетует жительница дома Алюминстроя Раиса Васильева.
Незавидна участь и тех горожан, чьи дома уже снесены. Людей переселили во временное жилье по улице Ворушина, где они ждут момента, когда их просто попросят из квартир. Всего на месте ветхого микрорайона, подлежащего сносу, предполагалось построить почти четыре тысячи квартир общей площадью свыше 250 тысяч квадратных метров жилья. Предварительная стоимость проекта – 40 миллиардов тенге. В эту сумму вошли расходы на развитие транспортной инфраструктуры, строительство детских садов, магазинов и спортивных сооружений. Конечно, создавшаяся ситуация с этим домом малоприятна. Однако могло быть все ещё хуже, если бы застройщик успел получить почти миллиард тенге, продемонстрировав потом всё тот же котлован, – строительство отодвигается по срокам. Но хоть деньги никуда не исчезли.