Я возглавляю отряд студентов, набранный управлением по вопросам молодежной политики для уборки в местах отдыха. Вот уже вторую неделю мы очищаем от мусора объекты, фактически не принадлежащие городу, но успешно используемые павлодарцами – это берег реки Усолка и пойма Иртыша. Нас еще называют экологическим десантом.
Для многих студентов отряды экологического десанта стали не только подработкой, но и возможностью позаботиться о природе. Сейчас нас в Павлодаре около полусотни – тех, кто переживает не только за настоящее состояние окружающей среды, но и за ее будущее.
Когда минули первые выходные после уборки на усольской дамбе, то, что мы увидели, нас не удивило. Весь берег снова был забросан бутылками, пакетами, остатками еды. Склоны дамбы тоже «расцвели» разным мусором, хотя наши мешки кучками стояли и на берегу, и на дамбе, и при выходе – все в открытом доступе, бросай – не хочу! Ребята приуныли, потому что предстояло заново прочесывать уже убранные места, чтобы хоть мало-мальски сохранить ту чистоту, которую мы создали.
Уборка все-таки дело нелегкое, она требует не только физических, но и душевных сил. Ты заведомо знаешь, что мало кто оценит твой труд по достоинству и еще меньше последуют твоему примеру. Барахтаясь возле берегов Усолки, доставая граблями из вонючей воды целлофановые пакетики, битые бутылки и пластиковую тару, ты представляешь, как придешь домой после восьми часов работы и будешь отстирывать пропахшие застоявшейся водой, тиной и прочими прелестями перчатки и отмывать берцы. Нередко случается такое, что ты вынужден бороться с отвращением, так как то, что мы находим на земле, порой вызывает не самые приятные ощущения. И тем не менее ты гребешь этот мусор из реки, потому что природа должна быть чистой. Самое отрадное в этой работе то, что, пройдя километр намеченного пути, ты поворачиваешься назад, а за тобой чистота!
Во мне хватит сил и дальше продолжать уборку на природе, да только имеет ли это смысл, или же все то, чем мы занимаемся, можно назвать сизифовым трудом? После прошедших выходных складывается ощущение, что работа наша бессмысленна, осталось выяснить, почему. Немного подумав, я пришла к следующему выводу:
1. У граждан нашего города не хватает воспитания, их, наверное, не учили, что на природе за собой нужно убирать.
2. Нет предпосылок для предотвращения этой проблемы. Речь не только об отсутствии мусорных урн в местах отдыха близ города, но и о запрете въезда на территорию усольской дамбы.
3. Немаловажным фактором я считаю информационную неграмотность. Не многие дети сейчас знают, как вредит полиэтилен природе, как долго он разлагается в земле. Многие родители забыли, что ребенку будет безопасней отдыхать в чистом месте, чем среди битого стекла и пластиковых бутылок. Я считаю, что в наш век развитых информационных технологий мы можем организовать видеоролики, баннеры, листовки, доступно объясняющие, как не сорить, почему не сорить и для чего не сорить.
Свою заметку я хотела бы закончить обращением к населению нашего города. Пожалуйста, относитесь внимательнее и аккуратнее к окружающей вас природе, здесь живут миллионы насекомых, тысячи зверей, птиц и рыб, которые являются звеньями одной большой и очень древней биологической цепи. Превратив места отдыха в свалку, мы делаем хуже не только себе, но и тем, кто будет после нас.