Каждый новый аким области обещает облагородить Баянаул и превратить его в туристический кластер. И каждый уходит - на повышение или в тюрьму - не сделав для уникального заповедника ровным счетом ничего полезного. Для них, варягов, Баянаул остается лишь местом охоты и тоев, передает корреспондент газеты "Версия" на сайте "Павлодар-онлайн".
Едва отгремел салют на баянаульской земле в честь празднования столетия ШакенаАйманова, к которому приурочили очередной ретро-фестиваль, как несколько тысяч человек в срочном порядке кинулись к своим машинам: пора покидать берег озера, самые нерасторопные застрянут в хвосте многокилометровой пробки на выезде. Опустевшая площадь перед сценой усеяна горами мусора - пустыми бутылками, целлофановыми пакетами, окурками и еще Бог весть чем - такими вот «следами цивилизации» в рекреационной зоне национального природного парка. Часть отходов скоро будет в воде. Это все, что приносят Жасыбаю фестивали.
Уже несколько лет подряд председатель ОО «Ел-Экология» Корабай Шакиров настаивает на перенесении праздничных мероприятий в более подходящее место:
- То, что праздник проводится на берегу озера Жасыбай, - это прямое нарушение предназначения Баянаульского Государственного Национального природного парка. Если хотите, издевательство над ним.
Есть такое понятие как емкость рекреационной зоны, - объясняет КорабайШакирович, - предельное количество одновременного пребывания людей в этом месте. В конце девяностых годов, знаю точно, для побережья Жасыбая оно составляло 3800 человек. С тех пор чище и ухоженней само озеро и его берега не стали, а значит, к большему наплыву приезжих не располагают. Но сейчас здесь народу собирается на фестиваль 7-8 тысяч человек, а то и больше. Плюс многие со своим транспортом, который причиняет дополнительный вред окружающей среде. Стыдно констатировать, но в темное время суток отдыхающие на Жасыбае люди не находят, да и не ищут кабинки туалета, которых здесь, в принципе, немного, а справляют нужду где придется, нечистоты - это еще одна нагрузка на местную экологию.
Для такого количества посетителей нужны определенные условия, которых нет. Учтите, что для подготовки фестивалей каждый год привозят еще больше сотни рабочих. И они тоже «оставляют свой след».
Мусор, потекшее масло от машин, остатки фейерверков и, извините, людские испражнения, - все это дождем смывается в озеро.
В Законе Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» есть целая глава, посвященная правилам проявления различных видов деятельности и пребывания на территории национальных парков, сетует мой собеседник. Баянаул - это «особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, предназначенная для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия». Но устроители массовых гулянок на Жасыбае, в лице областных властей и прочих чиновников, об этом почему-то абсолютно забывают. А может и не знают вовсе. Потому что уродуют Баянаул «хозяева» и по праздникам, и в любое другое время.
- Не раз видел, как у нас в Баянауле тракторами пропахивают землю, чтобы в случае чего остановить лесной пожар, - приводит пример КорабайШакирович, - но если бы эти люди были знакомы с правилами проведения работ в национальных природных парках, то знали бы, что здесь этого делать нельзя. Как нельзя запускать праздничных салютов. Представляете, в каком шоке от этой канонады природа? Оглушающий шум, огни пиротехники приводят к тому, что животные и птицы обходят и облетают Жасыбай десятой дорогой, покидают привычные для себя места. Уже сейчас по всей территории лесничества Жасыбая не увидишь ни косуль, ни архаров, ни рысей, ни волков, ни многих других животных, а также птиц, ранее обитавших в этих заповедных краях. Знаете, чтобы показать несуразность этих салютов, можно вспомнить, как в старые времена христиане во время нереста рыбы переставали бить в церковные колокола. А ведь это для них была священная ежедневная традиция. Но нельзя было пугать рыбу, мешать ей. Что же происходит у нас? Сейчас в самое время линьки лесных птиц, когда они особо уязвимы, грохочут и разрываются в небе салюты…
Кстати, о традициях. Помимо вреда, наносимого природе, проведение фестиваля на берегу Жасыбая, по мнению баянаульского эколога, причиняет ущерб и национальным обычаям, связанным с данью уважения усопшим: буквально в паре десятков метров от того места, где ставят сцену, на которой кривляются поп-артисты, находится кладбище. Здесь похоронены дед писателя и поэта Олжаса Сулейменова, деды и прадеды поэта-композитора Жаяу Мусы, потомки воина - освободителя казахских земель Олжабай батыра.
- Это святое место. Нелепо проводить рядом с ним праздник, - сетует КорабайШакирович. - Выглядит как глумление.
Тем временем я оглядываюсь по сторонам (наша беседа с Корабаем Шакировым проходит прямо во время ретро-фестиваля - прим. авт.) - памятник Жаяу Мусы облеплен со всех сторон молодежью и семейными парочками с детьми: каждый пытается залезть повыше на постамент, оттуда-то лучше видно, что происходит на сцене. Некоторые из здесь разместившихся щелкают семечки, сплевывая шелуху.
- Видите триста мягких кресел? - указывает общественник на первые ряды зрителей, в числе которых восседает сам аким области Канат Бозумбаев. - Они принадлежат школе-интернату, где вас, журналистов, расселили. Выносятся кресла на такие мероприятия постоянно, а ремонтируются потом за счет учителей этой школы. За проживание и питание размещенных в интернате людей отвечает тоже сама школа. По сути, там даже кровати не рассчитаны на взрослых. Почему так происходит? Неужели не хватает выделенных на фестиваль средств (по некоторым данным, не менее 23 миллионов тенге - ред.) или они попросту не доходят до цели своего назначения? И ведь для чиновников этот фестиваль - просто пиар, который сейчас невольно или безвольно продолжает и нынешний глава региона…
Между тем, не въезжая в сам природный парк, по словам КорабаяШакировича, можно обнаружить отличное место для проведения культурно-массовых мероприятий, если уж так неймется устраивать их непременно в Баянаульском районе. Негласно названо оно «природным амфитеатром». Пусть озера под боком нет, но и к особо охраняемой территории этот холм не относится, а значит, вреда природе от каких-то гуляний (только, пожалуйста, без салютов) будет гораздо меньше. Нам ведь не плевать на нее, да?
На фото: тот самый природный амфитеатр, который раньше использовался для проведения торжеств