К выражению «универсальный полицейский» горожане привыкли давно – впервые это словосочетание услышали весной 2012 года, когда именно в нашей области с 1 апреля стартовал пилотный проект с таким названием.
Объединение двух полицейских управлений – дорожной полиции и охраны общественного порядка – в одно (управление административной полиции) встретили неоднозначно и жители региона, и сами служители правопорядка. Горожане беспокоились, что теперь порядка не будет ни на дорогах, ни во дворах, полицейские сомневались, смогут ли выполнять обязанности двух разных специалистов. Между прочим, в самом начале эксперимента были случаи, когда из вновь образованной структуры люди уходили, не сумев работать в «новом формате». О том, трудно ли давался этот эксперимент, как сегодня работает служба административной полиции, рассказывают ее сотрудники.
В первую очередь изменения коснулись патрульной службы: бывшие инспекторы дорожной полиции и сотрудники патрульно-постовой службы стали работать вместе, был создан батальон дорожно-патрульной полиции. Командир батальона Асланбек Кушербаев вспоминает, что в первые дни эксперимента в патрульных машинах ездили руководители самых разных управлений и отделов областного департамента внутренних дел. По мнению Асланбека Куандыковича, это было отличное решение, принятое руководством ДВД области. Начальники разных служб обучали новых патрульных тонкостям своих специализаций, учили, на что следует обращать внимание. В принципе, никакой жесткой схемы, разработанной где-нибудь «наверху», не существовало – павлодарцы сами придумывали и обкатывали разные методики, отвергая неудачные идеи и останавливаясь на успешных. Трудно было всем: и руководящему составу, и рядовым, которым пришлось выступать одновременно в двух ипостасях. Не все выдерживали эти нагрузки, кто-то увольнялся. А вот за последний год по собственному желанию из батальона никто не ушел – только переводились на другие места в связи с карьерными передвижениями.
Заместитель командира батальона Вячеслав Шишкин вспоминает, что первые патрули формировались просто и эффективно: напарниками становились один автоинспектор и один бывший патрульный. Они обучали друг друга своей работе на практике. Ведь каждый из них привык обращать внимание на что-то одно: инспекторы замечали проезд на красный свет светофора, небрежное управление автомобилем, игнорирование знаков, но могли не обратить внимания на разгорающуюся около магазина драку или бегущего во дворы парня, прячущего под курткой женскую сумку. Зато это видели постовые. Вместе отправлялись по вызовам, успокаивали семейных дебоширов, разбирали ДТП, составляли различные протоколы. В общем, первые сотрудники обучались на практике. А сегодня сюда приходят те, кто становятся «универсальными» в ходе специальной профессиональной подготовки. Впрочем, учеба здесь не заканчивается никогда. На территории батальона был оборудован учебный перекресток – со светофорами, дорожными знаками, разметкой. Именно здесь постоянно моделируются различные ДТП, а молодые сотрудники батальона отрабатывают свои действия, здесь же проходят обучение сигналам ручного регулирования дорожного движения. Кстати, за долгие годы единственное, что не претерпело никаких изменений, – это сигналы регулировщика. Есть и специальный зал, где изучают технические характеристики боевого оружия, все нововведения в уголовном и административном законодательстве. Даже учения для сотрудников батальона необычные – они никогда заранее не знают, что участвуют в них. Просто получают сообщение о том, что вводится план «Перехват», ориентировку на машину, которую необходимо задержать, и отрабатывают план по полной программе. И только когда указанная машина блокируется полицейскими УАЗиками и из нее выходит водитель, становится известно, что за рулем сидел другой сотрудник полиции, и таким образом проверялась подготовка патрульных.
О многих изменениях, касающихся материального обеспечения новой службы, средства массовой информации писали раньше. Все знают, что помещения батальона были полностью отремонтированы. Старое, рассыпающееся и продуваемое всеми ветрами здание сегодня выглядит как новое, обновились боксы, был заасфальтирован плац и создан учебный мини-автодром, увеличилось число машин. Если раньше батальон патрульно-постовой службы был преимущественно пешим, то теперь это летучий эскадрон административной полиции, сегодня здесь числится больше шестидесяти патрульных машин, есть и другая техника, в том числе два эвакуатора. А недавно на территории батальона открылась собственная автомойка – теперь на дежурство патрульные выезжают на чистых машинах.
Но повлияли ли все эти перемены на криминогенную обстановку в городе? Начальник штаба батальона дорожно-патрульной полиции Адильбек Арынов отвечает на этот вопрос утвердительно: в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество преступлений, совершенных в общественных местах, во дворах и на улицах, сократилось почти на треть – на 29 процентов, меньше стало грабежей, краж и хулиганства. При этом особое внимание патрули стараются уделять именно дворовым территориям. И многих сотрудников задевает, когда они слышат жалобы горожан о том, будто патрульные машины ездят только по центральным улицам и не заезжают внутрь кварталов.
Весь город поделен на 18 участков, за каждыми закреплены патрули. На некоторых дежурит одна машина, на других, самых криминогенных, – две. В каждую смену на дежурство заступает от 18 до 25 экипажей, в зависимости от времени суток, больше всего машин на дежурстве вечером. Самыми криминогенными, между прочим, считаются спальные районы, где проживает большое количество людей. Самые спокойные места в городе – участки частного сектора. Кварталы с многоэтажками обязательно проверяются во время патрулирования. А в неосвещенных дворах в позднее время суток это не так-то просто. Здесь помогают полицейским острое зрение и интуиция. Именно так были задержаны «потрошители машин» в ночь на 9 сентября. Дежурившие в ту ночь на участке, включающем дома по улице Ломова, Сабыр Байтемиров и Казбек Сыздыков примерно в половине четвертого утра обратили внимание на двух парней, бегущих к припаркованному в темном дворе такси. Бросились за ними, стали проверять машину и обнаружили в салоне и багажнике значительные запасы явно ворованного добра – сорванные панели автомагнитол, видеорегистраторы, аккумуляторы и прочее. Владелец одной из выпотрошенных машин прибежал вскоре сам – он проснулся от воющей сигнализации своего автомобиля. Полицейские осветили припаркованные неподалеку другие машины, заметили еще одну вскрытую, по номеру вычислили владельца и позвонили ему по домофону. Владелец третьей машины обнаружил кражу только утром и сам обратился с заявлением в полицию. Любопытно, что найденные в такси, на котором катались воришки, вещи не все принадлежали этим трем автовладельцам, проживающим в одном доме. Видимо, до того, как попасться, преступники успели обчистить машины в других дворах, но расследованием остальных их «подвигов» теперь предстоит разбираться сотрудникам криминальной полиции.
В общем, не случайно павлодарский эксперимент был признан удачным, сегодня по нашей методике работают в остальных регионах Казахстана, ведь к нам приезжали за опытом полицейские из самых разных областей страны.