Портрет, пейзаж, натюрморт…

Так уж издавна повелось, что именно эти три жанра являются классикой художественной фотографии. С переходом пленочной, или как её еще называют, аналоговой фотографии на цифровую технологию число любителей фототворчества увеличилось многократно. Повсюду, «от столиц до самых до окраин», начался настоящий бум увлечения фотографией. А Интернет, словно тысячекратная увеличительная линза, выплеснул на просторы мировой сети миллиарды фотоснимков самого разного уровня и содержания. 

Сегодня не щелкает мыльницей, зеркальной камерой или не делает мобильным телефоном селфи (говоря по-русски – автопортрет) разве что ленивый. И каждый считает своим долгом поделиться итогом своих творений. И одно дело Интернет, а совершенно иное – клубная фотовыставка. Живая фотография большого выставочного формата, достойно оформленная – в багет, паспарту, рамки, производит совершенно иное впечатление на зрителя, нежели монитор обычного компьютера.

Павлодарский фотоклуб «Орион» не нуждается в особом представлении. История его становления начинается с далеких семидесятых годов прошлого века. В будущем году это объединение истинных любителей фотографии отметит свое 45-летие. Но сегодня у орионовцев есть еще один повод для столь огромной экспозиции. В самом большом зале областного художественного музея 22 автора представили на суд зрителей 256 цветных и черно-белых фотографий. Повод тоже юбилейный – десятилетие возрожденного «Ориона». С 1994 по 2003 год включительно регулярных собраний «Ориона» не было. Были отдельные выставки, но прежняя система финансирования профсоюзного клуба, носившего почетное звание «Народный коллектив», была разрушена. Новый «Орион» возродился в феврале 2004-го. И как пишут в своем своеобразном манифесте орионовцы, «целью работы возрожденного клуба является развитие творческой фотографии, сохранение творческого наследия фотографов Павлодара разных поколений, популяризация фотоискусства, воспитание художественного вкуса у авторов и зрителей… И хотя нынешний фотоклуб построен на иных организационных принципах, чем более сорока лет назад, очевидна его заслуга в создании павлодарской школы фотографии, лучшими представителями которой стали Едыге Ниязов, Артур Меттус, Борис Краснянский и многие другие авторы нашего фотоклуба».

С 1979 года я знаком с «Орионом» и орионовцами. Константин Касиванов, Владимир Никифоров, Александр Пархоменко, Владимир Высоцкий – фотографы старой гвардии орионовцев, в свое время они внесли определенный вклад в становление клуба. Владимир Высоцкий возглавляет обновленный «Орион» сегодня. Благодаря ему и его сподвижникам (не хочу кого-то выделять персонально) удалось сохранить традиции фотографического сообщества Павлодара. «Орион» дал ростки в культурной жизни областного центра – в нашем городе появились детские фотостудии. А воспитанник Едыге Ниязова, бессменного председателя художественного совета «Ориона», фотохудожник Альберт Шарипов (Шар) основал в Павлодаре международный фотоклуб «ПРОявление», в котором уже побывали с мастер-классами известные российские фотографы.

Вот и нынешняя юбилейная выставка «Ориона» наряду с известными в нашем городе фотомастерами знакомит павлодарцев и с новыми именами. Я не буду перечислять здесь всех 22 авторов. Наверняка у каждого из них есть свои поклонники, и каждому из зрителей больше по душе какое-то близкое и понятное именно им направление в фотографии, исповедуемое конкретным фотографом. Как говорится, кому-то нравится суп, кому-то борщ, а кому-то – бешпармак. О вкусах не спорят. Я же отмечу лишь тех, чьи работы остановили именно мой взгляд. Разумеется, подчеркну, что я не истина в последней инстанции, и мое мнение субъективно. Чьи-то работы я ранее видел в Интернете. Это прежде всего работы Александра Борщева. Снимает он много и, на мой взгляд, продуктивно. Павлодарские пейзажи в разные времена года – изюминка творчества Александра. Здесь он представил несколько панорам. Сапарбек Султанбаев представил прекрасную серию жанровых, репортажных фотографий. Автор тонко подметил нюансы событий, умело раскрыв их суть с помощью объектива. Его работы – яркое сияние в созвездии «Ориона». Приятно обрадовало тонкое чувство света в черно-белых работах Екатерины Фридлиной, «орионовская» фактура и пластика ее кадра, некогда свойственная лучшим работам Едыге Ниязова. То, что достигалось когда-то, кроме прочего, и так называемой «точечной печатью». Какая приятная ностальгия! Григорий Сергеев и Алексей Усов – это ожидаемый высокий уровень и результат большой работы. Андрей Захаров и Игорь Хисамутдинов представили интересные серии постановочных фотографий. Иногда с жанровой принадлежностью кто-то будет спорить, но зрителю это не столь важно – как известно, всё лучшее рождается на стыке жанров. Заслуживает внимания и серия «Аисты в городе» Татьяны Алексеенко.

…Портрет, пейзаж, натюрморт. Именно натюрморт и жанр «ню» стали камнем преткновения в творческом споре. Я не увидел на выставке работ двух известных в городе авторов. Имена их умышленно не называю. Как объяснила мне директор художественного музея Айгуль Нургамисова, художественный совет музея тактично посоветовал двум авторам «Ориона» снять по одной работе из своих коллекций. Причина – несоответствие работ этическим и моральным критериям. Областной музей – не частная закрытая галерея, а государственное учреждение, сюда на экскурсии приходят и дети. Но авторы посчитали, что без этих фотографий их творчество будет представлено не полностью, и решили совсем снять свои работы из экспозиции. На этом недоразумение было исчерпано. Тем не менее на открытие выставки они пришли. И вместе со всеми разделили праздник павлодарской фотографии.

Юбилейная выставка «Орион-2014» будет работать в течение месяца.

Алексей Усов. «Амир»

Татьяна Алексеенко. «Аисты в городе»

Екатерина Фридлина

Сапарбек Султанбаев

Андрей Захаров

Александр Борщев. «Жасыбай»

Григорий Сергеев. «Каппадокия»

Поделиться
+1