ГРОЗА ШКОЛЫ ИЗ ТРЕТЬЕГО «В»

На прошлой неделе в редакцию позвонила не на шутку встревоженная директор павлодарского центра психологической поддержки «Виста» Лариса Панфилова.
– В 16-й школе третью неделю длится судилище над мальчишкой, – рассказала она. – Руководство школы попыталось заставить маму забрать мальчика, но его только в ноябре перевели сюда из лицея для одаренных детей. Когда мама отказалась, директор просила принести справку, что ребенок занимается с психологом. Привели к нам этого мальчика – обыкновенный ребенок, только море страха в глазах. На этого маленького человечка в школе уже навесили ярлык «будущего преступника», где гарантия, что он сможет выдержать?
В эти дни жители Павлодарской области находятся под впечатлением от трагедии в Баянаульском районе. 7 февраля ученики школы села Торайгыр, выйдя с урока на перемену, нашли под пожарной лестницей на первом этаже тело повесившейся восьмиклассницы – первой школьной красавицы и отличницы. Найденную у нее предсмертную записку кто-то перевел с казахского языка на русский и разослал журналистам. Вот она:
«Моим одноклассникам! Привет, друзья. Я Вас очень сильно люблю. И Вы это знаете. Мне себя очень жалко. Эту жизнь, родителей, родных, Вас. Однако я не могу вынести. Как это можно вынести. Если с такой ситуацией человек дважды столкнется, любой не выдержит. Я сильно обижена на Снежану. Потому что она не знает, что такое дружба. Совсем не знает. Это письмо и она пусть прочитает, но я Вас всех прощаю. И вы меня тоже простите. Я хочу Вас попросить, чтобы Вы прощали друг друга. Прошу. Моей вины нет. Я покончила с собой, потому что надо мной издевались. Меня не забывайте. Говорите про меня, вспоминайте, но не плачьте. Приходите на мои похороны обязательно, прошу. Когда вы будете учиться, смеяться, ругаться, плакать, грустить, я всегда буду рядом с Вами и буду видеть Вас. Я не хочу умирать. Я думаю, что вы стесняетесь быть моими друзьями. Если Вы меня спасете, я никогда на себя не наложу руки. Честно говорю. Если не успеете спасти, извините. Я не хочу Вас позорить. В школе всех детей 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса, я всех люблю».
По словам пресс-секретаря начальника ДВД области Баян МАГЗУМОВОЙ следователям удалось выяснить, что у девочки в классе был конфликт с подружками.
Вот и у третьеклассника Данилки тоже не все ладно в отношениях со сверстниками. По своему физическому развитию он гораздо крупнее своих одногодок. Ему дают обидные прозвища, а он в ответ, бывает, пускает в ход кулаки. Узнав, что сын конфликтует с одноклассниками в школе для одаренных детей, мама поспешила перевести его в 16 лицей, где работает сама и где учатся все его дворовые приятели. Но это проблему не решило.
– У всех детей пошли в дневниках двойки, а мы ведь надеемся попасть в гимназический класс, – рассказала одна из родительниц этого класса. – Раньше они с педагогом успевали за урок пройти программу и сделать дополнительные задания, а теперь вообще ничего не успевают. А когда речь идет о том, чьи интересы важнее – одного ребенка или 28, нужно думать о большинстве.
Как девятилетнему парню без психических расстройств, имеющему любящих маму с папой и бабушек с дедушками, удалось этого добиться?
– Если кто-то на уроке ошибся в ответе, он начинает насмехаться, что у нас не было принято, – начинает перечислять «группа протеста». – Отвлекает детей. Когда учительница его поднимает и делает замечание, он нагло улыбается в ответ и продолжает свое. Может встать и выйти без спросу из класса. Учительница молодая, опыта не хватает, чтобы с ним справиться.
А еще, по словам негодующих, Данилка придумывает одноклассникам клички и заставляет их драться друг с другом. В классе прошло несколько родительских собраний, на которых каждая из мам рассказала Данилкиным папе, маме и дедушке, что плохого сделал ее ребенку их невоспитанный мальчик.
– Взрослые – и родители, и учитель, пытаются самоутвердиться за счет ребенка, показать, какие они сильные, и свалить на маленького мальчика вину за собственные огрехи. Что это за педагог такой, если девятилетний ребенок может за два месяца снизить в классе успеваемость? Значит, и не было там глубоких знаний, – считает Лариса Панфилова.
После того, как конфликт вышел за пределы школы, а ситуацией заинтересовались журналисты городских изданий, о нем узнали в гороно, засуетилось руководство учебного заведения.
– Учитель хоть и молодая, но как педагог сильная, успеваемость в 3 «В» по сравнению с первым полугодием, повысилась, – заверила директор школы Корлан Куспекова. – Так получилось, что до Данилы в этом классе не было ни выбывших, ни вновь прибывших. У них выработались свои правила поведения, традиции. Конечно, когда пришел новый ребенок, ему трудно было адаптироваться. К тому же ребенок очень подвижный, действительно были драки. Но в третьем классе такое случается, проблему мы решим.
В субботу в 3 «В» прошло последнее родительское собрание по «Данилкиному» вопросу. На нем взрослые вроде как опомнились – папа и дедушка мальчика дали обещание работать с сыном, выполнять все рекомендации психолога и попросили испытательный срок до конца третьей четверти. Мамы расчувствовались и вспомнили:
– Это же ребенок, наши тоже не подарки, конечно, учитесь.
А в понедельник учительница настоятельно посоветовала родителям забрать-таки сына из ее класса. Мол, его все равно заклюют, часть мамаш не удовлетворена, что ребенок остался. С этой недели мальчик учится в новом классе. Учительнице так удобнее. Ребенок, считает психолог, получил очередной удар.
– Вспоминаю Владимира Хотиненко (прославленный российский режиссер, выходец из Павлодара – О. В.), – говорит Лариса Панфилова. – Он учился с моей сестрой в одном классе. Как его травили! Исключали несколько раз из школы. В итоге сейчас каждый его учитель в интервью обязательно рассказывает, что именно он сразу разглядел в хулигане Володе дарование. Этот парень выстоял, а где гарантия, что остальные смогут?