Несколько лет павлодарцы спасают от голодной смерти Баян Жусупову. 68-летняя женщина без документов живет на улице. Немного вещей - это все, что осталось после пожара. Теперь дом ее под забором. Стол и постель - картонные коробки. По словам женщины, она, выпускница консерватории и философского факультета МГУ, на старости лет оказалась никому не нужна.
Богатое прошлое и нищее настоящее. Счастливое детство. Работать Баян Жусупова начала в 14 лет. Сбылась мечта - московская консерватория, затем МГУ. Музыку связала с философией. Сегодня мало кто поверит, что ее голос звучал на самых престижных сценах.
- Я с отличием закончила учебу, дважды лауреат международных конкурсов вокалистов, - с горечью вспоминает бабушка. - А что я могу сделать сейчас? Ничего. Пенсию, и то не могу получить, уже три года. Стыдно за наших чиновников.
Даже о личной трагедии Баян Жусупова рассказывает интеллигентно. Говорит, стечение обстоятельств. В квартире, где она жила, случился пожар, спасти ничего не удалось. Теперь скитается, перетаскивает вещи от одного забора к другому. Жители ближайших домов стараются помогать, кто чем может. Приносят горячую еду и одежду. Алексей Ерохин каждый день наблюдает из окон многоэтажки, как беспомощный человек ютится среди мусора. Мужчина частенько дает деньги на лекарства - у бабули проблемы с суставами.
- Жалко человека, два высших образования, не пьет, по ней же видно. В первую очередь надо решить вопрос с документами. Если есть пенсия, можно хоть как-то выжить. Очень прошу обратить внимание на бабушку Баян, - вот так отзывается об этой ситуации совершенно посторонний мужчина.
Жизнь на улице опасна, особенно для пожилого человека. На днях с женщиной случилась беда. Отлучилась на 15 минут, а когда вернулась, увидела, что бомжи роются в ее личных вещах - позарились на старенькую дубленку. Еле отвоевала. И деньги, спрятанные в коробке, исчезли без следа.
- Я не смогла догнать этих бомжей, а что делать, - утирает слезы бабушка. - Эти деньги берегла на лекарства. Сейчас так холодно на улице, особенно ночью. Думала, если вдруг простужусь, будет на что купить элементарные таблетки. А теперь все мои сбережения украли. Но главное, хоть осталась верхняя одежда, иначе не знаю, что бы я делала.
Судьба Баян Жусуповой не из легких. Муж погиб в 1981 году в аварии. Своей квартиры у нее никогда не было. До пожара жила с его племянником. Сейчас он страдает неизлечимым психическим заболеванием. Женщина говорит, что боится жить с ним под одной крышей.
Сегодня у Баян нет ни документов, ни прописки, ничего. Богатство Баян Жусуповой - ее голос. Помнит все арии. Забывает о нищенском существовании, лишь только когда начинает петь. Под забором, среди мусора и коробок, она на всю улицу исполнила “Санта Лючию”. Говорит, любимая. Мы решили помочь нищей оперной диве, но на следующий день после нашей встречи Баян Жусупова пропала. Трое суток ее разыскивали чиновники и полицейские, после того как узнали историю “подзаборной” певицы. Исполняющая обязанности руководителя отдела занятости и социальных программ города Павлодара Лариса Кузьменкова объяснила, что им необходимо перепроверить и сопоставить все сказанное женщиной.
- Если, конечно, она училась в Москве, все можно устроить, - заявила Лариса Кузьменкова. - А помочь мы обязаны, и сделаем это. В минимальные сроки восстановим документы и назначим пенсию по возрасту.
У чиновников закралась мысль, что бабуля просто фантазирует насчет блестящей певческой карьеры в молодости. И перепроверить это никто не торопится.
Баян Жусупову мы нашли сразу, причем на том же месте. Новости о том, что ей хотят помочь на Кривенко, 25, она несказанно обрадовалась и поспешила на встречу. Но позже специалисты рассказали, что от места в центре-приюте для лиц без определенного места жительства она отказалась. Была там прошлой зимой, впечатлений до сих пор много.
18 сентября, Баян Жусуповой исполнилось 68 лет. Свой день рождения вокалистка, выпускница московской консерватории, преподаватель вокала провела в городском отделе занятости и социальных программ. Сотрудники учреждения уже начали восстанавливать документы. От временной государственной крыши над головой Баян Жусупова отказывается, пока согласилась только на бесплатное посещение социальной столовой. Но соцработники не теряют надежды определить ее в центр-приют для лиц без определенного места жительства или кризисный центр для женщин. Хотя бы на зиму.