Всех по палатам!

Более 116 миллионов тенге уже потратил павлодарский бизнес на оплату членских взносов в Национальную палату предпринимателей, это менее 15 процентов от того, что ждут общественники от делового сообщества.

Членами Национальной палаты предпринимателей одномоментно, как только вступил в действие закон об этой организации (4 июля 2013 года), стали все зарегистрированные субъекты бизнеса в нашей стране вне зависимости от размера, а их в Казахстане более миллиона. Причем самих предпринимателей никто и не спрашивал – хотят они этого членства или нет, такова сила закона.

Год прошел с тех пор, и вот теперь бизнесменов не спрашивают, согласны ли они платить за эту «привилегию». Им просто выставляют счета на оплату членских взносов, не особо объясняя, сколько и кто должен выложить за членство в Нацпалате, что предприниматель таким образом «покупает» и что может от палаты требовать.

А подробностей здесь немало. В соответствии со статьей 29 Закона «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» установлена градация субъектов предпринимательства в зависимости от их совокупного годового дохода. Логика такова: чем больше доход – тем больше членский взнос. Пока поблажка сделана только малому бизнесу: он освобожден от «податей» на пять лет. Дальше простая арифметика: тот бизнес, чей совокупный годовой доход находится в пределах от 60000 МРП до полутора миллионов МРП, должен заплатить в палату 160 МРП; а уж если доход превышает эти пределы, то размер членского взноса и того больше – 4400 МРП.

И вроде все логично, но есть один важный нюанс – речь идет именно о совокупном годовом доходе, а не о прибыли. Грубо говоря, считается то, сколько на счет предпринимателя поступало средств в течение года, а не сколько он реально заработал, другими словами, рентабельность бизнеса не учитывается. Так что кому-то к своим убыткам придется приплюсовать еще и членские взносы.

Как рассказал заместитель директора по экономическим вопросам палаты предпринимателей Павлодарской области Гомар Кажкенов, в нашем регионе есть несколько сотен субъектов бизнеса, которые по закону обязаны заплатить членские взносы:

– По области нами актуализировано 66 предприятий крупного и 823 среднего бизнеса. В целом же по стране из более чем миллиона зарегистрированных субъектов предпринимательства плательщиками обязательных взносов являются всего два процента. Остальные от уплаты освобождены, учитывая их доход, в основном это представители малого бизнеса, индивидуальные предприниматели, крестьянские и фермерские хозяйства. Размеры членского взноса в процентном соотношении к совокупному годовому доходу не превышают 0,31%. Следует отметить, что членские взносы субъектов предпринимательства идут на вычеты в соответствии с Налоговым кодексом, соответственно, уменьшают размеры налогов.

Сейчас идет сбор этих платежей по всему Казахстану. Сотрудники Национальной палаты ежегодно в срок до 1 июля выставляют счета субъектам предпринимательства, которые те должны оплатить до 31 декабря. Более того, в Нацпалате подчеркивают: законом не предусмотрено право выхода из НПП или отказ от уплаты обязательных членских взносов. При этом какие-либо специальные меры в случае отказа от уплаты отсутствуют, но на вас просто подадут в суд и в принудительном порядке взыщут взносы в пользу НПП – в рамках Гражданского кодекса.

– В нашей области по состоянию на 16 сентября обязательные членские взносы поступили от 167 субъектов предпринимательства на общую сумму 116 миллионов 24 тысячи 513 тенге, – рассказывает Г. Кажкенов, – в том числе от 19 субъектов, выплачивающих по 4400 МРП, – более 79,5 миллиона, от 148 субъектов, выплачивающих по 160 МРП, – около 36,5 миллиона тенге. В долевом соотношении это 14,8% от общей суммы.

Стоит отметить, что база данных в Нацпалате, с кого требовать оплату, формируется в первую очередь на основании данных налоговых служб.

– Списки предоставляются нам Министерством финансов РК, дополнительно мы делаем запрос в Налоговый комитет и департамент юстиции области, – продолжает Г. Кажкенов. – Согласно статье 20 Налогового кодекса РК налоговые органы обязуются ежегодно по запросу представлять Национальной палате предпринимателей сведения о наименовании индивидуального предпринимателя, юридического лица и идентификационном номере субъектов предпринимательства, совокупный годовой доход которых соответствует критериям, установленным Законом Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан».

Все мы знаем, что нередко случаются сбои и ошибки в налоговой базе, так что очень важно, чтобы и в списки, запрашиваемые Нацпалатой, не закралась случайная ошибка. Тем более что доход в этих расчетах учитывается за год, предшествующий отчетному календарному году, придется налоговикам заглядывать в архивы. Но ведь и исключения в законе предусмотрены. Кроме малого бизнеса, получившего отсрочку по платежам на пять лет, полностью от взносов в Нацпалату освобождены субъекты, которые обязаны быть членами иных некоммерческих организаций, к примеру, оценщики, аудиторы, нотариусы.

Есть поправка и для государственных предприятий, хоть это и одна из форм коммерческой организации.

– Они могут быть на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. При этом госпредприятия могут действовать в различных организационно-правовых формах, к примеру, КГП, КГП на ПХВ, КП. Они также не являются членами палаты и не платят взносы, – комментирует представитель региональной палаты.

Естественно, в области немало предприятий с государственным участием, которые относятся к ТОО, к примеру, являются членами Нацпалаты и ТОО «Автобусный парк №1» и ТОО «Павлодарлифт». Они тоже должны платить членские взносы, а ведь их руководство не раз заявляло об убытках, значит, свободных денег здесь нет.

Членские взносы субъектов предпринимательства являются основным источником финансирования деятельности системы НПП – они поступают в центральный бюджет палаты, который утверждается Съездом и Президиумом, и расходуются на обеспечение реализации функций НПП и ее содержание, в том числе зарплату сотрудникам. В нашей областной палате штат состоит из 48 сотрудников, в том числе 12 директоров филиалов в городах и районах. Правда, здесь подчеркивают, что «работникам системы НПП, включая руководство, в настоящее время не выплачиваются какие-либо премии, бонусы, материальная помощь и не предоставляются иные виды социальной поддержки, не предусмотренные законом». Сообщить среднюю заработную плату в региональном филиале пока не смогли из-за командировки специалиста.

Но хотелось бы верить, что членские взносы в Нацпалату нужно рассматривать как плату за услуги и покровительство этой организации. Так что же может получить от нее бизнес? По данным пресс-службы Палаты предпринимателей Павлодарской области, НПП – это институт по защите прав предпринимателей и созданию эффективной диалоговой площадки, где бизнесу предоставлена возможность совместно отстаивать свои права. И функций палаты в законе прописано немало: представительство, обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства в государственных органах, а также международных организациях и зарубежных государствах; осуществление общественного мониторинга; организация поддержки и развития предпринимательства; поддержка отечественного производителя и повышение доли местного содержания; подготовка, переподготовка, повышение квалификации, сертификация и аттестация кадров в отраслях экономики и развитие технического и профессионального образования; развитие внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, привлечение инвестиций и диверсификация национальной экономики. Честно говоря, все это общие фразы, а как насчет реальных примеров? А примеров в нашем регионе что-то негусто, и предприниматели за защитой и помощью почему-то обращаются отнюдь не в НПП, а скорее к акиму области или в суд.

КСТАТИ

Столичные предприниматели куда более активны в отстаивании своих интересов. Нашей редакции предоставили документы одного из судебных разбирательств в специализированном межрайонном экономическом суде Астаны. Индивидуальный предприниматель Самат Сагиданов подал в суд на Правительство Казахстана и Национальную палату за то, что, по его мнению, обязательная уплата членских взносов нарушает его права и противоречит Конституции, которая гарантирует казахстанцам свободу предпринимательской деятельности. С. Сагиданов говорит, что правомерно взимать лишь налоги, что прописано в Налоговом кодексе: эти средства идут на обеспечение государства, без чего невозможно существование Казахстана. А вот куда конкретно будут направлены членские взносы, мужчине непонятно, тем более что он уверен: без палаты предпринимателей сам бизнес-сектор может прекрасно обойтись, поэтому имеет право решать – платить этой организации или нет.

Суд мнение истца не разделил и посчитал его доказательства неубедительными. Теперь С. Сагиданов хочет обращаться в Конституционный совет. Правда, в суде столичный житель решил обжаловать именно Правила уплаты обязательных членских взносов в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан, утвержденные Постановлением Правительства РК от 31 декабря 2013 года. Как раз этот нормативно-правовой акт и не содержит данных о том, что членские взносы – обязательны, это прописано в Законе о Нацпалате. Между прочим, сыграло против истца и то, что он пока не попадает в число тех, кому придется перечислять средства на счет палаты в этом году: он как индивидуальный предприниматель получил отсрочку на пять лет. Видимо, если бы в суд обратился бизнесмен, которому уже пришлось раскошелиться, это было бы более убедительным, а С. Сагиданов оспаривал справедливость того, что он, как и тысячи мелких предпринимателей, будет вынужден платить взносы через пять лет.

Поделиться
+1