Мы уже писали, что в сентябре Министерство образования и науки РК вынесло на рассмотрение Правительства законопроект, предлагающий принимать ребёнка в школу строго с шести лет. И что новый документ вызвал ажиотаж среди родителей и учителей. Своим мнением по этому вопросу с нами поделились руководитель отдела дошкольного и общего среднего образования управления образования Павлодарской области Ляйля Жусупова и психолог средней школы №34 инновационного типа Виктория Фольц.

– На сегодняшний день никаких нормативных документов о приеме детей в школу только с шести лет нет, – говорит Ляйля Жусупова.  

– Есть Закон Республики Казахстан «Об образовании», где в статье 31-й говорится, что на обучение в первый класс принимаются дети шести и семи лет.

– По желанию родителей?

– По желанию родителей – это с шести лет, и обязательно – с семи.

– А как у нас на практике: первоклашек какого возраста больше?

– В нашей области практика такова, что с шести лет отдают детей в школу те родители, которые считают, что их ребенок психологически готов. Если говорить о статистике, то на сегодняшний день в первых классах у нас 11287 детей, из них шестилетнего возраста – 3211, или 28,4 процента. То есть мы больше принимаем семилеток. Получается, что наши родители все-таки еще не совсем готовы отдавать детей в школу с шести лет, это скорее идет как исключение.

– Другие исключения бывают?

– Нынче в первых классах у нас учатся 41 пятилетний ребёнок, 212 восьмилетних и восемь девятилетних. К слову, пятилетние вундеркинды появляются практически каждый учебный год.

– Вернемся к нашим шестилеткам. Есть мнение, что предлагаемое новшество – прием в школу строго с шести лет – связано непосредственно с будущим переходом на 12-летнее обучение. Что вы на это скажете?

– Да, 12-летний срок обучения действительно удлиняет школьный период, и если дети будут приходить с шести лет, то это хорошо.

– А когда именно в нашей стране будет в массовом порядке внедрено 12-летнее обучение? Говорили, что как будто бы с 2015 года?

– Действительно, Министерство образования и науки РК полагало ввести это новшество с 2015, однако сейчас внесены некоторые изменения. Вы знаете, что модель 12-летнего обучения была запущена в казахстанских школах еще в 2002 году, и все это время шла ее апробация. По нашей области в данном эксперименте участвовало семь школ: учителя-практики апробировали содержание новых учебных программ, делали тщательный, постраничный анализ учебников, отправляли все эти материалы в Академию образования имени Алтынсарина. На основании этих замечаний учебники по 12-летнему обучению корректировались, усовершенствовались. И вот в этом году вышел приказ МОН РК о том, что эксперимент по 12-летнему обучению завершается, и начинается массовый переход на эту модель. Сегодня в эксперименте остались всего два рубежных класса – десятый и двенадцатый. Все остальные эксперимент, как я уже сказала, завершили. Поэтому со следующего учебного года в стране будет апробироваться стандарт 12-летней школы в первых-четвертых классах. У нас по области определены две школы – СОШ №39 города Павлодара и Майкаинская СОШ №1. Там будут апробировать программу 12-летней школы в начальных классах.

– Напоследок вопрос не сов­сем по теме – о подушевом финансировании учреждений образования. Такое действительно может быть?

– Механизм подушевого финансирования – это целевой индикатор, который прописан в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы. Подушевое финансирование начнется с 2015 года, коснется оно всех организаций образования, кроме малокомплектных школ. Уже определены экспериментальные школы, ни одной школы Павлодарской области в этом списке пока что нет.

***

Тревожиться по поводу того, что всех детей в школу будут принимать с шести лет, родителям не стоит, считает психолог Виктория Фольц. Шестилетки в школе – это нормально. Здесь главное, чтобы для них были подготовлены соответствующие условия.

– Наша школа в эксперименте по 12-летнему обучению практически с самого начала, первый класс шестилеток мы набрали в 2004-2005 учебном году. В первый экспериментальный класс к нам пришли вполне обычные детки, которых родителям на тот момент просто некуда было девать. И первое, с чем мы столкнулись, – это психологическая неготовность детей шести лет к школе, – говорит Виктория Викторовна.

Готовность школьника к обучению, поясняет психолог, определяется прежде всего его анатомо-физиологическими особенностями. И если к семи годам у ребенка уже сформированы такие функции, как контроль за своим поведением, усидчивость, то шестилетний ребенок воспринимает все как естественный процесс. В чем это конкретно проявляется? Захотелось ему встать и пройтись по классу – он это и делает, вздумалось ему просто так заговорить во время урока – он говорит. Как таковой самоконтроль у шестилеток еще не выработан. И здесь очень велика роль учителя. Он ни в коем случае не должен вести себя авторитарно. Строгие команды типа «Ну-ка сядь на место!» могут привести к дезадаптации: ребенок будет бояться идти в школу, перестанет поднимать на уроках руку и прочее.

Еще одна сложность – у шестилеток не сформированы познавательные процессы, у них преобладает непроизвольная память, они запоминают лишь то, что им интересно. Так что если педагог будет вести урок неинтересно, маленький школьник попросту ничего не запомнит.

– Если к семи-восьми годам у детей уже развивается наглядно-образное мышление (они способны что-то додумывать, домысливать), то у шестилеток развито только наглядное воображение. Они смотрят на мир своим еще детским взглядом – видят картинки, рисунки. Поэтому на уроках должно быть много наглядности: учитель может использовать видеоролики, мультфильмы. Уроки должны быть построены именно так, чтобы шло чередование: минут 15 позанимались – какая-то разминка, еще немного поучились – опять что-нибудь игровое. Шестилетки – дети маленькие, у них ведущая деятельность – игра, и педагог должен это знать, – рекомендует школьный психолог.

С переходом на 12-летнее обучение все эти нюансы придется учитывать. Первое, что нужно сделать, – подготовить педагогов, прежде всего морально: они должны быть доб­рыми, отзывчивыми. Второй важный момент – для шестилеток нужны специальные условия, в первую очередь игровые и спальные комнаты. Как все это сделать в наших переполненных школах – вопрос…

Ну а в целом, говорит Виктория Фольц, бояться 12-летней школы не нужно. Плюсов здесь много: применяются специальные здоровьесберегающие технологии – в первом классе это сокращенные уроки, по 35 минут. Обучение шестилетних первоклашек чередуется с игрой, что делает переходный период от детского сада к школе более плавным, а значит, и безболезненным.

Поделиться
+1