По доброй традиции свой профессиональный праздник – День автомобилиста – в ТОО «Спецмашины» отмечают в последний выходной октября. В этот день принято говорить об успехах и достижениях, лучших представителях своей профессии. Со времен Союза это коммунальное предприятие считалось одним из передовых, стараются поддерживать этот высокий уровень и сейчас. Вот что нам рассказал главный инженер предприятия Ринат Ихиенов накануне праздника:
– Как известно, основная деятельность ТОО «Спецмашины» – сбор и вывоз твердых бытовых отходов. На предприятии трудится более трехсот человек, задействовано более ста единиц различной техники, в том числе около 60 мусоровозов, 12 самосвалов, трактора, автотранспорт для развозки персонала. Ведь у нас выходных нет, работаем регулярно, по графику, чтобы бытовые отходы не накапливались. Работу начинаем с раннего утра и в любую погоду, даже в 40-градусные морозы – вся техника стоит в отапливаемых боксах, поэтому на линию выходим без проблем. С 6 утра мусоровозы уже выходят на линию, поэтому сбор водителей и грузчиков начинается в половине пятого утра. Перед выездом каждый обязан пройти медосмотр, у нас с этим строго.
– Условия работы довольно тяжелые, плюс своя специфика в виде определенных запахов. Держатся ли у вас люди?
– У нас последние годы текучки совсем нет. Если человеку создать хорошие условия труда, обеспечить летней и зимней спецодеждой, плюс достойная зарплата, уважительное отношение – зачем куда-то уходить? Водители мусоровозов у нас получают более ста тысяч в месяц, полный социальный пакет. Много ли вы сегодня найдете предприятий, где платят столько и вовремя? Что касается запаха, то его практически нет. Мусоровозы регулярно моются, проходят дезинсекцию и дератизацию, как и сами контейнеры. Поэтому запаха даже около контейнерных площадок практически нет. А в боксах – тем более. Так что на сегодняшний день работа на нашем предприятии, без лишней скромности могу сказать, считается престижной, несмотря на то, что она, без сомнения, тяжелая.
– Рабочий день начинается рано, мусор вывозится каждый день, а выходные у ваших работников есть?
– Как и положено по законодательству, у нас 8-часовой рабочий день и пятидневная рабочая неделя. Мусоровозы к трем часам дня уже заезжают на базу. Однако при необходимости дополнительной уборки в городе выезжает спецтехника во вторую смену в те микрорайоны, где очень быстро наполняются контейнеры.
– Их не хватает?
– Проблема не в этом. По официальным данным, население Павлодара составляет более 325 тысяч жителей, а в нашей абонентской базе – всего 274 тысячи 567 человек. Это те, кому мы выставляем счета за вывоз мусора. А остальные 50 тысяч, получается, не платят, а это 15 процентов всех жителей, каждый шестой горожанин. Но мусор же они куда-то девают? Естественно, что в те же контейнеры и выбрасывают. Вот они и переполняются. Только на этих неучтенных потребителях наших услуг предприятие ежемесячно теряет до восьми миллионов тенге! Поэтому контролеры нашего абонентского отдела, а их 60 человек, совместно со старшими по дому проводят работу по выявлению таких квартир, где прописано один-два, а проживает шесть-восемь человек. Почему соседи должны оплачивать вывоз и их мусора? Это как-то несправедливо, я считаю.
– С повышением тарифа на вывоз мусора вам вменили в обязанность вывоз крупногабаритных отходов и ликвидацию стихийных свалок. Справляетесь?
– Население должно само сделать вывод, справляемся мы или нет. Могу только сказать, что за последние годы количество звонков с жалобами значительно уменьшилось, можно сказать, почти сошли на нет. Это хороший показатель. Я помню, как первое время наши телефоны разрывались от звонков возмущенных жителей. Приходилось решить много проблем. В том числе и по приобретению новой техники. Только за последний год мы купили пять мусоровозов на базе МАЗа, закупали непосредственно в Минске, а затем в российском Ряжске их доукомплектовывали. Кроме этого, приобрели четыре трактора МТЗ, автобус на 80 мест для развозки персонала, а также легковой автотранспорт для нужд ИТР.
Что касается стихийных свалок и крупногабаритного мусора, то заявку на их вывоз нам дает КСК, мы отправляем самосвал и погрузчик, где-то сами видим, убираем. С увеличением тарифа мы смогли набрать дополнительно 50 человек в микрорайонах, которые занимаются уборкой территорий рядом с контейнерными площадками. Это, в основном, люди предпенсионного и пенсионного возраста, для них это удобно – рядом с домом, зарплата хорошая, оклад 50 тысяч, спецодежда. Это помимо грузчиков, которые ездят вместе с нашими водителями на мусоровозах, им мы тоже зарплату подняли, люди дорожат работой, текучки нет совсем. В их обязанности входит подбор мусора после загрузки контейнера. Ведь у нас часто ветреная погода, а загрузка верхняя, вот и выдувает. Очень часто магазины складируют тару рядом с контейнерами, или целые коробки бросают, переполняя контейнеры. Поэтому приходится сначала эти коробки складывать, а это отрывает время, оно расписано по графику движения. Кстати, у нас на всех машинах установлены GPS-навигаторы, которые позволяют в режиме реального времени отслеживать все машины на маршруте, время остановки, время движения, с какой скоростью. Это, кстати, позволило решить не только проблему контроля работы водителей, но и необоснованных жалоб: мол, ваша машина не приезжала. Открываем страничку в интернете – вот, все видно, где был мусоровоз, сколько стоял под погрузкой, куда дальше поехал. Кроме этого, мы установили и датчики уровня топлива, что не только помогает контролировать водителей, но и техническое состояние машины. Если идет перерасход топлива – ставим на техосмотр, ищем причину.
– Насколько я знаю, ТОО «Спецмашины» – единственное предприятие в Павлодаре, занимающееся вывозом ТБО. Вы монополисты?
– Формально да, мы внесены в антимонопольный реестр как доминант рынка, поэтому тариф на вывоз ТБО утверждается городским маслихатом. В связи с тем, что мы взяли на себя дополнительные обязательства, существующий ныне тариф в 160 тенге не покрывает всех наших расходов. Что, в свою очередь, не дает возможности постоянно обновлять парк спецтехники, поэтому все наши приобретения делаются на кредитные средства.
– Уже несколько лет в Казахстане поднимается вопрос о раздельном сборе мусора. Ваше предприятие что-то делает в этом направлении?
– Хороший вопрос. Скажу сразу: чтобы раздельно вывозить мусор, нужно сначала его раздельно собирать. То есть каждый горожанин вначале должен рассортировать то, что он выбрасывает, по разной таре.
– Даже представить себе не могу, где на моей 6-метровой кухне можно найти место для трех мусорных ведер, как у моей подруге в Германии, у которой кухня 20 квадратных метров.
– Вот вам и ответ! Население у нас еще не готово к раздельному сбору мусора. Без домашней сортировки в этой идее смысла нет! Поэтому в Казахстане регулярно проваливаются эксперименты по раздельному сбору мусора. Начинать надо не с контейнеров, а с разъяснительной работы. Сортировать мусор надо еще в голове.
Однако хочу заверить, что работа по вторичной переработке бытовых отходов у нас на предприятии активно ведется: буквально на днях на полную мощность заработает цех по производству туалетной бумаги и бумажных полотенец, пробную партию продукции мы уже получили. Все те картонные ящики, которые засоряли наши дворы, пойдут в дело. Вот уже несколько лет мы перерабатываем пластиковые бутылки, которые вначале моются, сортируются, прессуются и измельчаются. В наших ближайших планах изготовление из этой крошки, которую мы сейчас просто продаем, конечного продукта: пластиковых мешков, пакетов, упаковочной пленки. Так что свой вклад в дело переработки бытовых отходов мы вносим.
– Ну и, по традиции, кого из членов вашего большого коллектива вы хотели бы отметить накануне профессионального праздника?
– Все наши достижения, вся наша ежедневная работа зависит от каждого, и поблагодарить надо всех. Но особую благодарность своим многолетним трудом на предприятии заслужил Иван Тимофеевич Романов, наш ветеран, всю трудовую жизнь, более 30 лет, отдавший «Спецмашинам». Как механик гаража, он знает все наизусть и наощупь. Очень знающий, грамотный, безотказный человек.
Наталья Андреевна Матвеенко, начальник абонентского отдела, прекрасный работник и человек, трудится у нас почти десять лет, от работы этого подразделения, как я уже отмечал, зависит очень многое. Это работа с населением, прием платежей, работа с контролерами.
Нельзя не отметить и наших бригадиров Александра Салтикова, Сергея Давыдова и Мурата Мажитова. В их подчинении по 18-20 водителей, и от их слаженной, четкой работы зависит не только работа предприятия, но и чистота наших с вами дворов. Так что хочется в день автомобилиста всем пожелать безаварийной работы, гладких дворов и уважения со стороны населения, для которого мы и трудимся!