В Майском и Лебяжинском районах существенно поднялся уровень Иртыша.
То, что обильные осадки не всегда к добру, казахстанцы знают хорошо. Помнится, после чрезвычайной ситуации в Кызылагаше, закончившейся гибелью людей, ведомством Владимира Божко авторитетно сообщалось о том, что повсеместно водоемы и водохранилища взяты на контроль. Но так ли это на самом деле?
– Из-за щедрых длительных – в течение десяти дней – осадков в Восточно-Казахстанской области в середине октября объем воды в Шульбинском водохранилище вплотную подошел к максимально допустимым 2,4 кубокилометра. По технологии в таких случаях ГЭС спускает свыше 1000 кубометров в секунду вместо обычных 600-650. К примеру, 16 октября случился один из таких вынужденных сбросов – 1100-1400 кубометров в секунду. А после 25 октября вдобавок к этому в Павлодарской области пошел обильный снег, – говорит заместитель руководителя Ертисской бассейновой инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов Казымбек Баймагамбетов. – Но реальной угрозы затопления сел нет.
А потенциально угроза была – в Майском и Лебяжинском районах, и если не для населенных пунктов, то для поймы в низине, где сейчас идёт вывозка заготовленного к зимовке сена.
Однако в управлении недропользования, охраны окружающей среды и водных ресурсов бить тревогу не собирались, мало того, даже были не в курсе – наши обращения по этому поводу застали их врасплох. Впрочем, не лучшим образом были информированы и в департаменте по ЧС. По крайней мере, Какима Аскарова, представитель пресс-службы департамента ЧС, и представитель отдела управления недропользования, охраны окружающей среды и водных ресурсов Умут Доспаева удивления не скрывали. Хотя оповещение о том, что 16 октября на Шульбинской ГЭС будет увеличен расход воды, по словам Казымбека Баймагамбетова, БВИ отправило всем ведомствам, в том числе в департамент ЧС, Водоканал, Южный и Северный водозаборы. Нас об этом не предупреждали, говорят в управлении сельского хозяйства.
В отличие от них аким Лебяжинского района Серик Жангазинов не удивился, но сразу отмел угрозу затопления для сел: «Они у нас расположены на пригорках, так что населенным пунктам это не грозит. Здесь речь можно вести о пойме».
Подробности мы узнали у заместителя акима Бейимбета Байжанова: «После телефонограммы от ЧС мы предупредили сельские округа, чтобы избежать гибели людей и скота, наказали ограничить выезд на пойму, за исключением случаев вывозки сена. В нескольких местах просто заполнялись старые русла, а так особых сигналов от сельчан не было. Была одна просьба от жителей села Черное – рекультивировать старую дамбу, мешающую вывозке сена. А что касается угрозы затопления, то наши спасатели ведут ежедневное визуальное наблюдение и докладывают нам. По их словам, сейчас уровень воды на Иртыше более 1,5 метра, местами до двух, угрозы больше нет. Там, где есть большие пойменные участки, – в Ямышевском, Кызыласкерском и Жамбылском сельских округах, ситуация под контролем, сено вывозится».
А вот в Майском районе подтопило-таки около 40 скирд (по две тонны каждая) сена, заготовленного сельскими личными подворьями. По словам исполняющего обязанности акима Майского района Манарбека Ахамбаева, в селе Жанатлек Баскольского сельского округа на воде осталось подготовленное к вывозке сено. И сейчас вывозка идет только по утрам, в остальное время слякоть все же мешает процессу. По словам специалиста отдела сельского хозяйства Ерлана Жумабекова, большие сбросы заполнили естественные затоны в ряде округов, к примеру, в Казанском, и в Коктобе. После обильного снега в конце октября на пару дней пришлось приостановить вывозку сена, но сейчас эта работа возобновлена.
Между тем уровень воды на Шульбинской ГЭС все еще высок, и он пойдет на спад только к концу недели, прогнозируют в БВИ. Словом, угроза пока не миновала. Кстати, после наших звонков в районах выразили желание уточнить последние данные по сельским округам и еще раз свериться. Хорошо хоть так, а то ведь беспечность – штука плохая.