Самостоятельная жизнь для выпускников детских домов всегда кажется довольно привлекательной, однако шагнуть в нее зачастую оказывается для них совсем непросто. На первом же этапе их подстерегает множество трудностей. Педагоги утверждают, процесс адаптации этих детей к современным жизненным условиям пройдет более успешно, если рядом окажутся люди, искренне готовые их поддержать, дать мудрый совет.

Именно с этой целью на территории Павлодарской области сегодня действуют три дома юношества: «Жас ұрпақ» – для девушек, «Жас қанат» – для юношей и «Жас даурен» – для подростков с особыми потребностями. Здесь проживают ребята от 16 до 23 лет. Под руководством квалифицированных наставников они готовятся вступить во взрослую жизнь. В доме юношества их учат вести домашнее хозяйство, готовить пищу, следить за своим здоровьем, развиваться в тех направлениях, которые интересуют воспитанников, и даже распоряжаться собственными финансовыми средствами.

Сотрудники дома «Жас ұрпақ» рассказывают, что за время его существования с 2000 года здесь прошли адаптацию более двухсот выпускников детских домов и интернатных учреждений. Из них около 10 % получили высшее образование, 80 % – среднее специальное образование по рабочим и гуманитарным специальностям и работают в различных отраслях.

 

Этим ребятам, когда они вступают во взрослую жизнь, кроме себя самих совершенно не на кого рассчитывать. Однако многие из них находят в ней вполне достойное место. Если у ребенка умерли родители или их по каким-то причинам лишили родительских прав, то его ждет детский дом, а позже – дом юношества. На этом пути перед детдомовцами возникает множество трудностей, главные из которых – это неумение заботиться о себе, неприспособленность к самостоятельной жизни, отсутствие настойчивости в достижении результатов в учебе и труде. Но самое главное, им необходимо понять, что ничего не достается бесплатно и на жизнь необходимо зарабатывать.

Едва попадаешь на порог дома «Жас ұрпақ», становится понятно, что для его воспитанниц создана атмосфера, максимально приближенная к проживанию в семье.

– В нашем доме живут 42 девочки, – рассказывает директор дома юношества «Жас ұрпақ» Айжан Койсоймасова. – Здесь посменно работают четыре воспитателя, которые учат их самостоятельности, развитию коммуникативных способностей и тому, как жить в условиях общежития. Педагоги делают все, чтобы процесс социальной адаптации у наших воспитанниц прошел успешно. Кроме воспитателей в доме юношества постоянно находится социальный педагог, который отвечает за сохранность имущества детей, занимается сопроводительной документацией. Этот сотрудник ведет всю работу, связанную с органами юстиции, ЦОНом. В его обязанности входит постановка детей в очередь на жильё, получение пособий от государства, оформление банковских счетов. Сумма государственных пособий зависит от того, сколько детей в семье, являются ли они сиротами. Кроме того, каждый воспитанник ежемесячно получает на карточку компенсацию по питанию. Если он не питается в учебном заведении, эта сумма составляет порядка 19700 тенге в месяц.

По словам Айжан Койсоймасовой, все воспитанники трех домов стоят в очереди на получение жилья. Чтобы проверить очередность, ежеквартально администрация дома юношества направляет письмо в городской отдел ЖКХ, откуда позже получают списки мест в очереди. Кстати, на жилье претендуют дети из Павлодара, Аксу и районов. Кроме того, есть дети, имеющие охранное жилье, которое необходимо проверять раз в полгода. Если возникают какие-то проблемы, необходимо своевременно обратиться в судебные органы.

В каждом из трех домов юношества работают пятьшесть человек, остальные дети учатся. Многие из них получают стипендии. Работают ребята в основном по тем специальностям, которые они приобретали. Девушки становятся швеями, кондитерами, поварами. Некоторые парни трудятся на крупных промышленных предприятиях, таких как ТОО «KSP Steel», а содействуют трудоустройству молодежи учебные заведения, в которых они обучались.

– Каждое утро после завтрака они уходят на работу или учебу, – говорит Айжан Койсоймасова. – Конечно, мы стараемся контролировать, чтобы дети не пропускали занятия, если вдруг это придет им в голову. На крайний случай у нас есть все контакты кураторов учебных заведений, которые в свою очередь могут связаться с нашими сотрудниками и сообщить им любую информацию по каждому ребенку. Во второй половине дня дети готовят обед, отдыхают, а затем идут на кружки по интересам. Наши девочки посещают театр, но особенно любят ходить на хоккей. Конечно, воспитатели планируют все мероприятия, так как каждый из них планирует и свободное время воспитанников. Девочки посещают занятия по степ-аэробике, домоводству и кулинарному мастерству. Правда, совсем недавно я сделала для себя маленькое открытие – наши мальчишки из дома «Жас қанат» готовят лучше девчонок. Забавно, но это так!

Нередкими стали случаи возвращения выпускников в интернатные учреждения. Правда, уже в качестве сотрудников. Так поступила Сауле Маймышева, которая родилась в большой многодетной семье. После смерти матери трое младших детей из их семьи попали в детский дом. Девочке было всего-навсего девять лет, когда ей пришлось привыкать к новой жизни. Помимо учебы она увлекалась баскетболом, легкой атлетикой, танцами. После окончания школы Сауле Маймышева поступила в Павлодарский государственный педагогический институт, а студенческие годы провела в доме юношества «Жас ұрпақ». Получив специальность педагога-психолога, мечтала быть надежной опорой детям-сиротам. По этой причине свою трудовую деятельность она начала и продолжает вот уже семь лет в доме юношества. За это время ей встретился хороший человек, за которого она вышла замуж. У молодой пары появились дети: сын Алихан и дочь Айсулу. Разумеется, Сауле понимает, что материнство и семья – главные приоритеты в ее жизни, однако рабочее время и даже иногда свободное она уделяет своим воспитанникам – чувствует, что нужна им. Сауле умеет искренне радоваться удачам детей, помогает в решении проблем и гордится их достижениями.

Еще один сотрудник дома юношества «Жас ұрпақ» – Наталья Глубокова. Она воспитывалась в нескольких детских домах, а теперь сама работает воспитателем и тоже учит детей быть самостоятельными и независимыми, какой стала сама. Наталья считает совершенно несправедливым, что когда ребенок попадает в детский дом, многие уверены – он уже не станет полноценной личностью.

– Разумеется, многое зависит от того, какие воспитатели попадаются на пути ребенка, – убеждена Наталья Глубокова. – Моя мама приехала в Павлодар из Алтайского края. Ее лишили родительских прав, отец был судим. Я воспитывалась в разных детских домах, окончила Павлодарский государственный педагогический институт. Мне всегда хотелось чего-то добиться в жизни. На выбор моей профессии повлияли, конечно, старшие педагоги и наставники. Я – выпускник дома «Жас ұрпақ», а сейчас работаю здесь воспитателем. Мы с мужем и шестилетним сыном Ратмиром живем в селе Мичурино. Могу сказать, что меня всегда тянуло сюда, так как это мой дом, и я знаю здесь буквально каждый уголок. В 28 лет у меня уже есть своя семья и любимая работа. Кстати, скоро планирую повысить категорию. Самым важным в своей работе считаю то, что со взрослыми детьми необходимо общаться исключительно на равных, относиться к ним уважительно и как можно добрее, так как у многих из них затаилась внутри некоторая обида на этот мир. Часто пользуюсь методом, который становится беспроигрышным вариантом в общении с девочками. Если вдруг назревает какой-то конфликт, стараюсь задать разговору шуточный характер. Делается это с той целью, чтобы вовремя предотвратить конфликтную ситуацию и не допустить ее развития.

Открою один секрет: воспитанницы дома «Жас ұрпақ» придумали собственную систему проявления симпатии к любимому воспитателю. Девочки пишут записки с теплыми словами и подбрасывают их воспитателю. Наталье такие записки попадаются довольно часто. Девушка признается, что они греют душу и заставляют лишний раз убедиться, что в работе она на своем месте.

Все педагоги уверены в том, что именно от взрослых зависит, какое будущее ждет детей. И не имеет значения, живет этот ребенок в семье или в детском доме. Ведь, как считают сотрудники этих домов, детям нужна вовсе не критика, а хороший пример для подражания.

Поделиться
+1