Виталий Портников
Мы имеем дело не просто с Путиным,
а с обществом, отравленным реваншизмом.
Результаты социологического опроса, опубликованного Левада-центром, свидетельствуют о готовности большинства россиян к признанию "независимости" оккупированных "народных республик" Донбасса. Нет у опрошенных и сомнений относительно "легитимности" выборов, проведенных властями "ДНР" и "ЛНР".
Эта эволюция представлений россиян о "легитимности" началась отнюдь не сегодня. Распад Советского Союза, прошедший по границам союзных республик, оставлял великолепные возможности для мирного сосуществования соседних стран. Однако в Москве с первого же дня взяли курс на убеждение сограждан в том, что все республики, конечно, равны, но Россия – "равнее прочих". Кремль активно поддерживал сепаратизм в соседних странах – с помощью собственных военных, как в Приднестровье и в Абхазии или с помощью своей агентуры, как в Крыму при Мешкове. При этом когда о своей независимости заговорили граждане самой России – в Чечне – ответом им стали ковровые бомбардировки Грозного и унижение чеченского народа в официальных СМИ и общественном мнении. Жителей России убедили: территории всех соседних стран можно делить, а саму Россию – ни в коем случае! А как же иначе? Ведь, по словам российского президента Владимира Путина, на стороне его государства – правда.
Поэтому россияне, не допускавшие и мысли о признании независимости Чеченской республики – пусть даже ценой новых жертв и террора – с пониманием отнеслись к фактической аннексии Абхазии и Южной Осетии и уже формальной аннексиии Крыма. И готовы двигаться дальше, отбирая у соседей все, что "плохо лежит" – или любую территорию, на которую пришли российские войска. Так что мы имеем дело не просто с Путиным, а с обществом, отравленным реваншизмом, агрессией и презрением к собственным соседям. Обществом, не желающим работать и менять собственную страну и одобряющим оккупацию и убийство. И менять необходимо не Путина, а само российское общество, настойчиво работая с массовым сознанием соседней страны и объясняя ее заблудившимся во мраке жителям, чем добро отличается от зла.