От банок для напитков и посуды до жестких дисков, запчастей для автомобильной промышленности и авиации. Все это… мы не производим из нашего алюминия. Чтобы превратить алюминиевое производство высоких переделов в нашей стране в рентабельное, нужно приложить массу усилий не только бизнесу, но и государству. Пока же первичный алюминий выгоднее импортировать. И на вопрос, сбудется ли алюминиевая мечта на все 100 процентов, ответа нет. Скептики только качают головами и повторяют: «в наших условиях это невозможно». Власти регулярно популяризируют тему создания полноценного кластера и столь же регулярно о прожектах забывают.
Сырьевой избыток в убытке
Сегодня в Павлодарскую область завозится извне различных изделий из алюминия на сумму 2,8 миллиона долларов в год, приводит данные управление предпринимательства. В целом в Казахстан – на 237,1 миллиона долларов! Это продукция широкого спектра – от бытовых изделий до строительных материалов и деталей для автопрома. Покупать приходится, в основном, китайскую продукцию. В то время, когда наш алюминиевый завод производит глинозем, электролизный – слитки первичного алюминия. Они отправляются в соседние страны. Россия, Узбекистан (алюминий занимает 45% объема экспорта металлургической продукции). Сегодня группа ERG прокладывает путь в Китай, оптимистично заявляет акционер группы компаний Александр Машкевич.
– Мы на протяжении трех лет разрабатываем новую технологию, которая уберет спекание, и которая позволит выйти на новый уровень и качества глинозема, и себестоимости. Мы станем конкурентоспособными, станем лучше продвигать продукцию на новые рынки, в частности, в Китай, – рассказал он на 50-летнем юбилее алюминиевого завода.
В период спада спроса и цены на крылатый металл и рост энергозатрат, когда предыдущие 2,5 года казались одним черным днем, крупному производителю снижение себестоимости и увеличение объемов продаж нужны как воздух. Это касается производителей алюминия во всем мире. Российский гигант «Русал» с середины прошлого года оптимизирует производство. Вплоть до закрытия или консервации своих предприятий в ряде регионов и за рубежом, таким образом, сокращая избытки производства более чем на 300 тысяч тонн. Такая участь постигла электролизные цеха Уральского алюминиевого завода, Волгоградского и ряда других. Руководство объединенной компании пообещало возродить их деятельность, как только цена на металл поднимется до рентабельной (2,4 тысячи долларов за тонну).
«Казахстанский электролизный завод» и «Алюминий Казахстана», к счастью, до крайней черты не дошли – представить сложно, каким бы социальным взрывом это могло обернуться. Отвечая на запрос нашей газеты, нерадостную информацию о снижении производства на «КЭЗ» скупо подтвердили, не связывая, однако, его с кризисом.
– Снижение объемов поставок первичного алюминия связано с сокращением производства продукции в связи с проведением на АО «КЭЗ» капитального ремонта электролизеров в соответствии с утвержденным графиком. Следует отметить, что объемы поставок сокращаются пропорционально для всех потребителей на все рынки сбыта. В 2014 году АО «Казахстанский электролизный завод» планирует выпустить 203 тысячи тонн алюминия, что на 47 тысяч тонн меньше, чем в прошлом году. После завершения капитального ремонта электролизеров объемы поставок вернутся на прежний уровень, – сообщили на заводе.
Черные дни позади, что же впереди?
Сегодня цены стабилизируются. Если обратиться к Лондонской бирже металлов, то цена держится на уровне 2055 долларов за тонну. В максимальном падении она составляла 1641 доллар. Положительная динамика для производителей первичного алюминия налицо. В ноябре текущего года президент АО «Алюминий Казахстана» Алмаз Ибрагимов дал понять, что деятельность и наших заводов переходит в позитивную фазу.
– «Убыточный» период завершен не только благодаря внешним влияниям на конъюнктуру мирового рынка. Понадобилось и внутреннее регулирование. За 2,5 года кризиса мы потерпели серьезные убытки. Благодаря переговорам с «Русалом» добились увеличения цены, и это был непростой труд. Нам правительство помогло, дав скидки на перевозку по железной дороге, по транспортировке электроэнергии. К тому же, пришлось включать свою антикризисную программу, – делится информацией руководитель предприятий.
А что же с последующим развитием алюминиевого направления? Похоже, инвесторы и сегодня не считают, что наступил самый удобный момент для новых затрат и рисков, связанных с открытием новых предприятий, и не спешат «закольцовывать» кластер. Но на протяжении не одного года павлодарские журналисты задаются одним и тем же вопросом: когда в Павлодаре будут налажены последующие переделы?
Прожекты и проекты
Нам кажется, что никогда. Уж сколько раз в регионе этот вопрос поднимался руководителями, добавляя им популярности. Даниял Ахметов, будучи премьер-министром, в 2006 году заявил о создании СЭЗ у стен электролизного завода, где могли бы разместиться перспективные предприятия, перерабатывающие алюминий в конечную продукцию. Бакытжан Сагинтаев, возглавляя регион, «заводил» сюда турецких инвесторов. О грандиозных планах рассказывала и наша газета. Турецкая компания «Асан Алюминиум» намерена участвовать в проекте создания специальной экономической зоны, сообщали власти. На встрече с самим президентом Турции Абдуллой Гюлем был озвучен вариант строительства турецкой индустриальной зоны, такой, как была открыта компанией в Египте. По словам Бакытжана Сагинтаева, на первом этапе «Асан Алюминиум» готов был вложить в создание 100 миллионов долларов. Планировалось, что здесь будет перерабатываться до 50 тысяч тонн алюминия в год.
Бакытжан Сагинтаев давно не в Павлодаре, Гюль покинул пост в этом году, а СЭЗ все нет. Ерлану Арыну поддержать идею также не удалось, сегодня «мяч» в руках у новых руководителей. Канат Бозумбаев заявляет, что работа в этом направлении ведется. Известно, что планы корректируются в зависимости от обстоятельств. И теперь будущую алюминиевую субзону переносят от стен электролизного завода на территорию СЭЗ «Павлодар» в северной промышленной зоне. И как обстоят дела с ее наполнением?
Конечно, нельзя утверждать, что алюминий совсем у нас не перерабатывают. На сегодняшний день на основе первичного алюминия КЭЗа в Казахстане уже создано производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, в 2013 году из 250 тысяч тонн реализованного алюминия 18 тысяч тонн было поставлено казахстанским производителям (АО «Казэнергокабель», ТОО «Алюгал», ТОО «Профиль METALS LTD», ТОО «УПТК Азия-электрик»). Поставки осуществляются по цене Лондонской биржи металлов.
Но этого мало. На пике популярности два проекта, которые обсуждаются на уровне правительства не без участия Бакытжана Сагинтаева. Болгарская компания «Алкомет», как известно, планирует организовать производство алюминиевой фольги, профилей из алюминиевых сплавов. 8 августа 2014 года в Шумене даже состоялась встреча акимата Павлодарской области, АО «КЭЗ» и представителей самой компании, подписан меморандум о сотрудничестве. После чего стали звучать конкретные цифры – производство может составить на начальном этапе восемь тысяч тонн с последующим ростом. При условии, что если не будет проблем с обеспечением производства алюминием. В целом, сообщалось на первом масштабном форуме «Ертис-Инвест», проект будет реализован к 2017 году.
Вторая великая задумка – производство автомобильных дисков. Не менее 180 тысяч колес в год в результате организации полной технологической цепочки. Так гласила презентация ТОО «Altech» на все том же форуме. Тут и перспективы импортозамещения, и создание рабочих мест, и рост ВВП. Красиво.
Но, как выяснилось, к большому сожалению, представители этих предприятий не столь вдохновлены. Они предпочитают громогласно о проектах сегодня не заявлять. В силу скромности или возникших сложностей, от беседы они уклоняются. Только сообщили, что одна из компаний пока ждет предложения от инвестора, а вторая и вовсе на стадии продажи. Попросили с выводами не торопиться.
Что же, подождем. Глобальные проекты на скорую руку сотворить нельзя. Инвесторов надо подстегивать, создавая льготные условия, которые еще предстоит сформировать. Нынешняя власть делает упор на серьезный подход? Ну, так оценка будет по результатам. Надеемся, алюминиевая мечта не станет поводом для пиара. Пока же самый реальный вариант, судя по всему, ставка на инициативу ERG. Может быть, не совсем добровольную, но вполне способную вылиться в успех.
Еще в мае этого года на Казахстанском электролизном заводе заявляли, что готовы поддержать идею кластера, но на уровне бесперебойной поставки алюминия участникам субзоны по ценам биржи. По вопросам развития зоны просили обратиться в акимат. Да и сам господин Машкевич, отвечая на очередной вопрос журналистов, дал понять, что подходит к делу как бизнесмен. Значит, в первую очередь подсчитывает, будет ли выгодно производство в Казахстане и экспорт продукции за рубеж при наличии жестких конкурентов в том же Китае. Уже в августе этого года, при посещении президентом страны Нурсултаном Назарбаевым нашего региона, акционер ERG вдруг заявил о готовности реализовать проект по выпуску автомобильных дисков. В ноябре он намерение подтвердил. Посмотрим, что получится.
В тему:
Свое мнение высказал исполнительный директор ОЮЛ «Республиканской ассоциации горнодобывающих и горнометаллургических предприятий» Николай Радостовец:
– Причины озвученной проблемы кроются в недоработке механизма свободных экономических зон. В частности, когда в Павлодаре продумывали специальную экономическую зону, ее создали под нефтехимическое направление. И не продумали включение более высокого передела для горнометаллургического сектора. Производство алюминия и более высокого передела не подпадают под законы и льготные условия СЭЗ, следовательно, нет экономических стимулов.
21 ноября провели съезд горнометаллургической промышленности, и в Астане озвучили вопрос расширения профиля СЭЗ «Павлодар» с включением туда переработки алюминия. Понимание есть, и надо вносить поправки в Указ президента по свободным зонам.
Второе – надо решить вопрос снабжения СЭЗ инфраструктурой. Поэтому часть средств из Национального фонда будет направлена на завершение инфраструктурного обеспечения специальных зон. Но есть и третий вопрос: налогообложение в наших СЭЗ не столь эффективно, чтобы привлекать инвесторов. Эти обсуждения еще впереди.
Здесь, мне кажется, правильно было бы изучить опыт Китая, где СЭЗ стали точками роста, где бизнесмены освобождены от всех налогов на 10 лет. Надо отталкиваться от создания условий для частных компаний, а не от организаций предприятий по отдельности. А уж тогда проекты будут стоять в очереди, соответственно, процесс пойдет.