Крестьянам в супермаркет вход воспрещён

Павлодарские фермеры не могут выйти со своей продукцией на рынки областного центра. Если сельчане так и не дождутся помощи, им придётся свернуть своё производство.

На днях депутаты Павлодарского областного маслихата обсуждали итоги выполнения в регионе госпрограммы «Дорожная карта занятости-2020». Чиновники, курирующие это направление, посетовали на то, что до 60% всех выданных по программе микрокредитов идут на развитие животноводства. Другими словами, сельчане не создают новых предприятий, а тратят кредиты на закуп скота и его откорм.

– А желательно было бы, чтобы они открывали на местах предприятия по переработке сельхозпродукции, создавали в сёлах рабочие места, – поясняет заместитель руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Хелуа Кашкенова.

Как выяснилось, даже уже действующие в сёлах региона мини-цеха по переработке мяса и молока сегодня на грани закрытия. Проблема в отсутствии рынков сбыта. Точнее: фермеров не пускают в крупные торговые точки Павлодара и Экибастуза.

В крестьянском хозяйстве Гульнары Токпаевой из посёлка Майкаин Баянаульского района не просто выращивают скот, но и делают различные полуфабрикаты: пельмени, манты, фрикадельки – всего 50 наименований. Для чего закупили холодильники шоковой заморозки. При этом отпускные цены у сельского производителя не в пример городским: килограмм самых дешёвых пельменей стоит 320 тенге, самых дорогих из говядины – 650 тенге. В Павлодаре таких цен днём с огнём не сыскать…

– Всё что нужно для производства, у нас есть, – говорит Гульнара Токпаева. – Нам не нужны кредиты, оборудование, тем более сырьё. У нас проблемы со сбытом. Я прихожу в Павлодаре в супермаркет, предлагаю взять товар на реализацию. Мне отвечают, что у них с ассортиментом всё в полном порядке. Прошу разрешения поставить собственный холодильник с полуфабрикатами – пусть покупатель сам решает. Говорят, что нет свободных площадей… И эта проблема касается не только меня, а всех крестьян, у которых есть цеха по переработке. Где я только не просила помощи, никто и слушать не хочет…

В областной палате предпринимателей, куда обращалась за помощью глава КХ, пообещали провести для неё маркетинговое исследование, чтобы выяснить, почему продукция хозяйства не находит сбыта.

Как утверждает г-жа Токпаева, еженедельные сельскохозяйственные ярмарки в Павлодаре – тоже не выход из ситуации. Летом на жаре полуфабрикаты не продашь: быстро испортятся. Зимой уже продавцы не хотят на морозе стоять за прилавком. А к приезду сельчан лучшие места на этих ярмарках занимают городские торговцы.

– Проблему, наверное, могло бы решить открытие коммунального рынка в Павлодаре, – считает предпринимательница. – Но с тем условием, чтобы торговые ряды на этом рынке предоставлялись только крестьянам. Иначе все места снова займут базарные барыги, из-за которых мы, к примеру, мясо вынуждены отдавать за бесценок. Вот взял сельчанин, допустим, кредит на покупку скота. Отдал по 1400-1600 тенге за кг в живом весе. Но время идёт, кредит нужно возвращать. На рынок, чтобы самому продать мясо, его и близко не пустят. В итоге ему приходится отдавать мясо скупщику по 700 тенге за кг. Какая у него тогда прибыль? Убытки не всегда покроешь…

Если в ближайшее время ничего не изменится, то свой цех по производству полуфабрикатов Гульнара Токпаева будет вынуждена закрыть. На улице останутся 38 человек – женщины, для которых в посёлке Майкаин другой работы нет.

– Мы вот тут сами, как можем, крылышками машем-машем, но, похоже, что уже отмахались, – заключила предпринимательница.

Поделиться
+1