Надежда человечества: почему мир меняют предприниматели, а не ученые

Андрей Бабицкий, Анфиса Воронина, Наталья Суворова, Ксения Шамакина
 
У предпринимателей, которые определяют наше будущее, много общего. Все они живут на крохотном клочке земли. Можно долго спорить о том, кто изменит нашу жизнь, но ни у кого нет сомнений, где это произойдет: на Тихоокеанском побережье Соединенных Штатов Америки. Почти все эти люди, за единственным исключением, предприниматели, занимающиеся технологиями. Ученый в рейтинге только один – очевидно, бизнесмены больше верят в деловые навыки своих коллег, чем в мудрость науки.
Беспилотный летательный аппарат Prime Air, разрабатываемый компанией Amazon для использования при доставке товаров

Опубликовано в журнале РБК №12-1 за 2014 год

Создатели будущего

Все участники рейтинга богаты, и это совсем неудивительно: созданные ими компании стоят больше $1,5 трлн. Удивительно другое: их самые вдохновляющие проекты были начаты уже после того, как они разбогатели. Билл Гейтс (№ 5) преуспел как создатель Microsoft, а затем как инвестор, но восхищение вызывает не тем, как он когда-то заработал деньги, а тем, как он теперь их тратит. Илон Маск (№ 1) стал мультимиллионером больше 10 лет назад, продав PayPal, но только в последние годы весь мир следит затаив дыхание за успехами его автомобильного бизнеса, которому предстоит еще показать годовую прибыль. Ларри Пейдж и Сергей Брин (№ 3–4) создали первую «голубую фишку» в интернете, но любят их не только за это. Взгляды коллег прикованы к их полусекретным лабораториям и экспериментальным 
проектам.

Рейтинг РБК: 10 людей, которые сильнее других влияют на будущее Фотогалерея «Кто из представителей бизнеса, науки или общественных организаций влияет на будущее человечества в наибольшей степени?» – спросил журнал «РБК» 50 собственников и топ-менеджеров крупных российских компаний. Мы не устанавливали ограничений по количеству номинантов, месту их жительства или гражданству и прочим факторам, а на основе ответов построили этот своего рода рейтинг доверия. В процентах – количество голосов, отданных за участника рейтинга. Подробнее про рейтинг читайте здесь. Посмотреть 9 фотографий

Преуспев в первый раз, герои рейтинга только подняли планку своих амбиций. Они решают проблемы, на которые прежде замахивались только богатейшие государства. Пересадить человечество в электромобили. Победить самые губительные болезни. Создать рынок космических перевозок. Несколько респондентов упомянули смелость Илона Маска, безусловного лидера рейтинга. Амбициозность этих проектов, а не гипотетическая польза или добрые намерения, вызывает изумление.

Польза, впрочем, тоже есть. Государства последние 25 лет пытаются переломить зависимость человечества от «грязной» энергии, подписывая протоколы, регулируя выбросы и дотируя альтернативные источники энергии. Успехи пока невелики. Герой предпринимательского цеха, Илон Маск, за несколько лет сделал чуть ли не больше: ему удалось превратить скучный электромобиль в потребительскую 
мечту.

Это та перемена, в которую можно поверить. Параллельно с созданием Tesla он успешно развеял еще один стойкий миф: работающий космический транспорт может возникнуть только в лабораториях холодной войны. Вместе с ним борется с предрассудками и другой герой списка – Ричард Брэнсон (№ 7). Недавно во время тестового полета разбился один из его кораблей, погиб пилот. Только 3% космических туристов, заплативших по $250 тыс. за возможность увидеть Землю из космоса, решили сдать после этого билеты. Брэнсон и Маск доказывают, что будущее – это не эскиз в архиве госплана, а рыночной товар, на который может быть спрос.

Потребители занимают видное место в размышлениях о будущем. Среди важных тенденций опрошенные менеджеры и бизнесмены называют развитие электронной торговли, проникающей повсюду благодаря мобильным устройствам, «экономику совместного потребления», нишевой спрос, связанный с демографическими переменами, рост благосостояния в странах третьего мира. Гендиректор 
Mail.Ru Group Дмитрий Гришин, инвестирующий в робототехнику, не устает повторять, что роботы будущего – это в первую очередь потребительские функции и массовый спрос, а не полет инженерной 
фантазии.

Мировые проблемы

Привычка к масштабированию, естественным образом присущая создателям крупнейших компаний, оказывается как нельзя кстати, когда приходится ставить и решать масштабные задачи. Билл Гейтс не только обещал завещать большую часть своего состояния на благотворительные нужды, он убедил сделать то же самое несколько десятков миллиардеров (возможно, это было самое эффективное действие в истории благотворительности). Основав благотворительный фонд, он поставил перед собой задачу, адекватную своему операционному опыту: избавить мир от малярии. И это всего лишь одна из нескольких проблем, которые он намерен решить.

Сергей Брин имеет мутацию, которая несколько повышает вероятность стать жертвой болезни Паркинсона. Как бы цинично это ни звучало, но для всех людей, предрасположенных к ней, это отличная новость. Потому что решает он эту свою проблему в масштабах всей земли. Благодаря ему появилась компания 23andme, которая позволяет обнаружить в себе эту генетическую склонность заранее (и за $99), лаборатории по всему миру получили десятки миллионов долларов на изучение болезни, а сотрудники Google испытывают роботизированную ложку, которая гасит колебания дрожащих рук. Возможно, эта ложка не принесет компании миллиардной выручки. Возможно, автопилот Google Car не станет стандартом в отрасли. Но подход, в рамках которого эти вещи увидели свет, когда-нибудь да окупится. Предприниматели обязаны использовать свой опыт и таланты для решения глобальных задач, утверждает Брэнсон, и предприниматели по всему миру готовы с ним согласиться. Поэтому, наверно, мало кто связывает будущее с Марком Цукербергом, успешным бизнесменом, который еще не выбрал себе мировую проблему по плечу.

Чтобы брать на себя масштабные риски, надо застраховаться от рисков поменьше – вроде преступности и войн, двузначной инфляции, потери собственности, тюрьмы. Это и объясняет, возможно, неравномерность географического распределения создателей будущего. При ответе на вопрос, что тормозит развитие России, предприниматели упоминали низкое качество государственного управления, слабость институтов и недостаток свободы – в частности, свободы распространения 
информации.

Хорошая новость состоит в том, что где бы ни возникали новые идеи, в конце концов они распространятся повсюду – где-то раньше, где-то на несколько десятилетий позже. Ни санкции, ни изоляционистская политика, ни падение цен на нефть не мешают предпринимателям надеяться на лучшее – в долговременной перспективе. Несмотря на ретроградную фазу, в которой находится наша страна, только 8% опрошенных не видят никаких поводов для оптимизма.

Источник: РБК

Поделиться
+1