Нарушения приветствуются

На чём придётся экономить павлодарцам, чтобы компенсировать те семь миллиардов тенге, на которые республика сократила в наступающем году бюджет области? Об этом наш разговор со специалистами областного управления экономики и бюджетного планирования.

Казахстанцы, следящие за экономической ситуацией как в родной стране, так и за её пределами, не ждут от наступающего года ничего хорошего. Слишком уж лихорадит финансовый рынок вокруг. Да и содержание Закона «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» с его сокращением расходов на 113 миллиардов тенге не внушает оптимизма. Экономический обозреватель мультимедийного портала «Бизнес-партнёр» Арман Джакуб, проанализировав стратегический документ, в своей публикации «Урезанный бюджет» предполагает, что подавляющая часть секвестрируемой суммы (напомним, это 113 миллиардов тенге), если не вся она, пришлась на налоговые поступления.

«…Что касается налогов, то в 2015 году планируется обеспечить поступления в размере 4,024 триллиона тенге против обозначенных в изначальном проекте Минфина 4,244 триллиона. Налицо сокращение налогооблагаемой базы на уровне 220 миллиардов тенге…».

«Бизнес-партнёр».

О причинах столь значительной корректировки в части налоговых поступлений догадаться несложно, учитывая всё ту же мировую финансовую нестабильность, а как следствие этого, и снижение темпов производства в основных сырьевых секторах казахстанской экономики. К примеру, в Павлодарской области уже с апреля наблюдается спад объёмов производства в промышленности. Да и не только в ней. Но вернёмся к бюджету, и поскольку по обыкновению «своя рубашка ближе к телу», бюджету нашему, областному, и бюджету области. Не все знают, что это разные понятия, и именно из-за их неразграниченности между собой со стороны обывателей и случаются зачастую всякого рода цифровые нестыковки. Чтобы этого избежать, сразу оговоримся, что есть что.

– Областной бюджет – это централизованный денежный фонд, который собирается за счёт определённых источников и направляется на реализацию функций, закреплённых за областными управлениями, – поясняет заместитель руководителя управления экономики и бюджетного планирования Ирина Назарчук. – А бюджет области включает в себя областной бюджет плюс бюджеты городов и районов.

Важно различать эти два термина, чтобы детально разобраться, чего нам ждать от года грядущего. Особенно с учётом сокращения бюджета республиканского. Так, например, если посмотреть на областной бюджет, то можно все глаза просмотреть и не увидеть никаких тревожных признаков. Потому что по доходам в регионе падения нет, заверяет руководитель областного управления экономики и бюджетного планирования Талгат Шарипов. Другое дело бюджет области, формируемый раз в три года с учётом всех доходов, расходов и потенциала региона. Плюс обязательные субвенции из республики, выделяемые, как известно, в том случае, если область не обеспечивает себя доходными источниками по тем из них, которые за ней закреплены. Кстати, большая часть регионов Казахстана – субвенционные. В стране всего четыре региона-донора, где доходная часть превышает расходную.

До недавних пор республиканские дотации Павлодарской области из года в год увеличивались. В 2014 году они составляли 21 миллиард тенге. А вот на 2015 год бюджет области в части субвенций сократили до 14 миллиардов, взяв за основу рост доходной части региона.

– Рост – по мнению Правительства, - поправляет Талгат Шарипов, имея в виду изменчивость конъюнктуры.

Дело в том, что планирование бюджета области и рост её доходов на 12 процентов происходили при других условиях, без учёта девальвации, падения курса российского рубля и тому подобных негативных событий.

- Ещё совсем недавно мы могли в течение года увеличивать доходную часть бюджета дополнительно на два-три миллиарда тенге от первоначально запланированного объёма, – говорит Ирина Назарчук. – Сейчас у нас такой возможности нет.

В том числе и по этой причине, говоря о бюджете области на следующий год, эксперты управления экономики и бюджетного планирования употребляют термин «напряженный». Но главное всё же кроется в другом. Те семь миллиардов тенге, на которые республика сократила бюджет области на следующий год, регион должен восполнить за счёт собственных доходов.

- Семь миллиардов – это довольно большие деньги. Именно поэтому мы и говорим, что следующий год будет несколько напряжённым для бюджета, – говорит Ирина Назарчук.

Как собрать эти деньги? Обратимся вновь к республиканскому бюджету. Если сравнить сентябрьский законопроект «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» и уже утверждённый и подписанный Главой государства документ, видно, что план по штрафам, то есть неналоговым поступлениям, увеличен в полтора раза – с 84,6 до 125,6 миллиарда тенге. Это факт. Высказываются предположения, что эти 41 миллиард тенге, составившие рост плана по штрафам, есть результат окончания срока моратория на проверки малого и среднего бизнеса. Глава павлодарского управления экономики и бюджетного планирования об окончании срока моратория как о дополнительном источнике дохода говорит прямо.

– Бизнесу дали немного поработать, играя на доверии. А с нового года будут работать контролирующие органы, призванные выявлять те или иные нарушения. Однозначно, будет увеличение штрафов, то есть неналоговых поступлений, – считает он. – Кроме этого, в областном центре сейчас устанавливается всё больше и больше скоростемеров и других видеосистем, призванных отслеживать нарушения ПДД. Это тоже даст свои положительные результаты для бюджета.

На уровне областного бюджета план по штрафам увеличили на 142 миллиона тенге – с 639 до 781 миллиона. Правда, как заверяют в управлении экономики и бюджетного планирования, это увеличение связано исключительно с изменениями тарифов за нарушения правил дорожного движения в рамках нового соответствующего закона, вступившего в силу с октября этого года.

Теперь что касается налоговых поступлений. Если на уровне республиканского бюджета, как уже говорилось, зафиксировано 220-миллиардное сокращение налогооблагаемой базы, то в регионах картина несколько иная. К примеру, павлодарцы, чтобы компенсировать субвенционную разницу, увеличили план по налогам более чем на четыре с половиной миллиарда тенге.

– В апреле мы ориентировались на цифру в 25 миллиардов тенге, говоря о налоговых поступлениях. Сейчас план по ним составляет 29 миллиардов 740 миллионов, - обращается к статистике Ирина Назарчук.

Конечно, это оптимистичный вариант, как здесь говорят, но он взят не с потолка, а значит, его исполнение не такая уж и утопия. Предпосылки для увеличения налогооблагаемой базы имеются. Во-первых, в регионе очень активно проводится работа в рамках местной «налоговой прописки». По данным департамента государственных доходов, на первое ноября в результате постановки на регистрационный учёт двух филиалов юридических лиц и перерегистрации в область четырёх налогоплательщиков было дополнительно обеспечено в бюджет более 233 миллионов тенге. И эта работа продолжается. А во-вторых, не стоит забывать, что теперь департамент государственных доходов может выполнять часть функций органов финансовой полиции. А значит, у них развязаны руки в части налоговых расследований.

Ещё один источник дохода – бюджетные изъятия городов, которые увеличиваются с падением субвенций.

Одним словом, эксперты просчитали все возможные дополнительные доходные источники. И даже допустили на крайний случай режим экономии по некоторым неприоритетным направлениям. В частности, речь идёт о мероприятиях, возможно, культурно-досуговых, о ремонте каких-то объектов, в общем, обо всём том, что может подождать.

Что касается такой важной сферы, как социальная, то в ведомстве заверяют, что снижения расходов по ней не будет ни в коем случае.

- Социалка на уровне областного бюджета как составляла сорок процентов, так и будет составлять, - заверил Талгат Шарипов.

Только цифры

Прогнозируемые доходы бюджета области на следующий год составляют 81 миллиард  957 миллионов. Плюс 14 миллиардов  – это субвенции. Таким образом, павлодарцам в следующем году  в общей сложности необходимо собрать около 82 миллиардов тенге.

Поделиться
+1