Куда деваться бездомным людям? В приюте жилые помещения переполнены, даже пришлось ставить раскладушки. А впереди морозы. Как рассказали сотрудники центра, большой наплыв был в середине января, во время гололеда. Из больниц павлодарцев без определенного места жительства со сломанным ногами везли прямиком на Чкалова, 128/1.
Приют для бездомных - временное пристанище. Зимой все стремятся сюда попасть, а когда потеплеет, уходят. Часть его обитателей работает, остальные весь день проходят специальную терапию: вяжут, шьют, ремонтируют обувь. В общем, стараются не бездельничать.
Павлодарский центр адаптации может принять единовременно не более ста человек. Сейчас государственное учреждение полностью укомплектовано.
- Это зимние рабочие будни для нас, удивляться мы давно уже перестали. В зимнее время люди обычно подвержены всяким ситуациям, и стрессовым в том числе. Недавно был очень сильный гололед, поэтому многие поступили из травматологического отделения 1-й горбольницы. Из ожогового привозили много, с обморожениями. Это, как говорится, наши клиенты. Хотя эта зима все же теплее, чем прошлые, но народу все равно не убавляется, - комментирует ситуацию заместитель директора Павлодарского центра адаптации для лиц без определенного места жительства Гулсан Жайыкпаева.
По новым стандартам подопечные в центре находятся год. Если их за это время не успевают продокументировать или трудоустроить, срок продлевается еще на шесть месяцев. В итоге на ресоциализацию у бездомных есть полтора года. Времени, по словам специалистов, предостаточно. Для тех, конечно, кто хочет изменить свой образ жизни. Остальные неисправимы.
Татьяна Романенко, к примеру, в приюте впервые. Сюда ее привезли из травматологии, потому что выписываться было некуда. Девушке в учреждении нравится: тепло, светло и кормят хорошо. В глубине души она надеется, что у нее все наладится.
- Мне некуда было идти, и я попала сюда. Мама с папой умерли. И сестренка тоже недавно умерла, а я у нее жила. Теперь осталась без крыши над головой. А в больницу я попала, когда поскользнулась и сломала пятку. Гололед все-таки, - рассказывает подопечная приюта.
У другого новичка, 53-летнего Сергея Супруна, ситуация сложнее. Он из села Шарбакты. С гангреной оказался в павлодарской больнице, ногу спасти не удалось. Фактически стал инвалидом, но документы пока не оформил. Обратно домой уехать не может несколько недель.
- У меня была старая травма, развилась гангрена. В больнице я пролежал сколько положено, меня выписали, но за мной никто не приехал. Из родственников только старший брат. По какой-то причине он за мной не приехал, неизвестно пока. Пришлось сюда звонить, обращаться, как-то устраиваться. Спасибо, помогли, не оставили без помощи. Теперь вот буду ждать, либо как-то сам добираться до дома. Ну и там уже адаптироваться к новым условиям. Без работы сидеть не собираюсь.
Как будут размещать очередную партию бездомных с наступлением морозов, в приюте не знают. Пришлось пока запасаться раскладушками. Сам центр готовится к переезду в здание на Малой объездной, где места будет побольше. Но не хватает в центре не только мест, но и мужской верхней одежды. Она сейчас самая востребованная.