Получить образование в Казахстане, вкладывая только финансовые ресурсы, в последние годы становится невозможным. Школы, колледжи и вузы заинтересованы в профессиональном отборе детей, их профилировании и дальнейшем обучении в рамках выбранного направления. Именно поэтому происходит отбор детей еще на ступени детского сада – при поступлении в школу для одаренных детей.
Изучаются склонности и способности ребенка, выстраивается его индивидуальная траектория развития. Качественное дошкольное образование - это одно из приоритетных направлений воспитания и образования. В его получении заинтересованы родители и школы, в которые ведется отбор на конкурсной основе.
Четыре года в Павлодаре проводится интеллектуальная олимпиада для детей дошкольного возраста - «Жауқазын». Управление образования Павлодарской области, региональный научно-практический центр «Ертіс дарыны» и городской отдел образования в этом году провели ее на базе 16 школы нашего города для детей шести лет. Олимпиада включала задания по речевому развитию ребенка, выявлению логического, творческого мышления и представлений об окружающем мире. В ней приняли участие 118 детей из 59 дошкольных учреждений Павлодарской области.
Раннее профилирование снимает тревогу у детей и позволяет ощущать себя соответствующим требованиям. Оно вырабатывает особые умения сопротивляться стрессу, а также обучает детей навыкам экономии психических затрат при обучении. Ребенок становится «высоко адаптированным» к школе и системе обучения.
Родители заинтересованы в развитии и обучении своих детей и поэтому готовят их к поступлению в школу дополнительно (помимо детского сада): занимаются рисованием, музыкой, спортом, письмом и чтением, изучают иностранные языки. Существует мнение, что чем раньше ребенок будет погружен в специализированную обучающую среду, тем ярче и интенсивнее проявится его интеллектуальный потенциал.
Но так ли это? Большинство родителей забывают о феномене «затухающей одаренности», который проявляется в подростковом возрасте, после которого ребята «выравниваются» в своем развитии и способностях. К примеру, ребенок, проявляющий одаренность в 5-8 лет в изучении языка или математики, к 13 годам становится уверенным «хорошистом» или «троечником» в том, в чем раньше преуспевал. Это нормальное явление, связанное с неравномерностью созревания головного мозга и всех познавательных процессов, которое завершается к 15-16 годам. И на которое накладывается гормональное созревание молодого организма. Кстати, еще одна особенность одаренности – гендерный аспект.
Девочки проявляют одаренность ярче и интенсивнее мальчиков до 8-9 лет, а затем мальчики начинают их догонять и опережать в развитии способностей. В итоге, одаренность у мальчиков сохраняется после 18-20 лет и к 23-25 может перерасти в профессию, хобби или талант, присущий непрофессионалом. У девушек же одаренность после 20 лет сохраняется как личностный потенциал, к которому они прибегают в критических ситуациях, но с карьерой или работой свою личною одаренность связывают единицы.
«Успешный ребенок» и «одаренный ребенок» - выражения, прочно вошедшие в родительский быт. Выстроена прямая зависимость между личными достижениями ребенка в школе и его возможностью обучаться в вузе. Сегодня уже нет особого смысла говорить о гранте и бюджетном месте, т.к. проблема заключается не столько в его получении, сколько вообще в возможности набрать проходной балл для поступления в вуз. Эмоциональные и психологические перегрузки приводят школьников к истощению и потере интереса еще до поступления на потенциальную специальность. Поэтому уже на этапе дошкольного образования можно создать условия для подготовки детей к обучению в школе в виде различных конкурсов, олимпиад и отборочных соревнований. Цель которых - не столько выявить победителя, сколько дать возможность ребенку попробовать себя в новой роли и подготовиться к дальнейшему обучению.
Мини-опрос детей - участников олимпиады (январь 2015 г.).
– Страшно было?
- Да, когда шли, Маша боялась.
- А кто из вас – Маша?
- Маша – я… Очень страшно было.
- А сейчас страшно?
– Нет!!!
- Кто хочет в туалет?
– Я! Я! Я! (8 человек пошли в туалет, осталось семеро).
- Пока ребята ходят, давайте на доске порисуем. Тут есть цветной мел, я вам солнышко нарисую.
- А я умею писать 2+2=4!
- А я знаю 10 умножить на 10!
- А я умею нули рисовать…
Сосредоточенно белым мелом пишут цифры на доске.
– Кхм… А я еще домик умею рисовать…
– А я, траву!
- Облака!
- А у меня дерево получилось!
– Ну, слава богу…