А знают ли павлодарские владельцы внедорожников, снегоходов и скутеров о том, что их высокопроходимые транспортные средства состоят на особом учете у местных военкоматов и будут изъяты, если вдруг начнется война?
На самом деле региональные подразделения Министерства обороны ведут учет всех без исключения автомобилей, но перечисленная техника - на особом счету.
- Существует положение о военно-транспортной обязанности, согласно которому техника, интересная, скажем так, для нужд вооруженных сил, должна состоять на учете, - рассказал «Версии» начальник управления по делам обороны города Павлодара полковник Олег Николашин. - Военкоматы ведут пономерной, то есть полный, учет машин юридических лиц, а частных лиц - только количественный, эту информацию нам предоставляют органы дорожной полиции. В мирное время мы не можем выписать на них предписание, но в военное - вся такая техника, нужная для армии, может быть мобилизована.
В первую очередь речь идет, конечно, о высокопроходимом транспорте, - объяснил Олег Владимирович. - Поэтому есть отдельный список, в котором учитываются полноприводные внедорожники и то, чего раньше у людей не было, но сейчас появилось у многих - это снегоходы и водные скутеры. Если бы нам пришлось организовывать территориальную оборону, мы должны были бы обеспечить охрану важных государственных стратегических объектов, в том числе тех, которые доступны с реки. Поэтому водные скутеры и лодки нам были бы необходимы для их охраны и патрулирования. То есть, наша логика проста - мы должны учитывать все, что может эффективно использоваться при военных действиях.
С особенной тщательностью, как рассказал полковник, следят за грузовым транспортом юридических лиц. В документах на такую машину даже ставят специальную печать - сейчас этим занимается спецЦОН, а раньше каждую такую машину ставили на учет непосредственно в военкомате.
- Из грузовых традиционно у нас стоят на учете все советские машины, которые выпускались именно, как военные - это КамАЗы и «уазики» всех разновидностей, ГАЗы, ЗИЛы, Уралы. Но сейчас у нас очень много иностранных машин и нет четкой градации - автомобили каких марок нам следует использовать, а каких - нет, поэтому учитываем все, а там уже будем решать, что для армии нам понадобится, - объясняет Олег Николашин. - Конечно, мы делаем все, чтобы на территории нашей республики военного положения не случилось, но, в то же время, закрывать глаза на то, что происходит в мире, и не быть готовыми к такому, неправильно. Поэтому человеку, который является владельцем, к примеру, внедорожника, в мирное время переживать не о чем, но в особый период он, как патриот, конечно, тоже должен будет внести свой вклад в общее дело.
Если, не дай Бог, тот самый особый период, о котором говорит полковник, у нас наступит, машины будут принимать централизованно - в специальных пунктах специально сформированные комиссии дадут оценку изношенности автомобиля, а также выплатят денежную компенсации владельцу, которая высчитывается на основе базовой стоимости машины. Олег Владимирович рассказал, что в советское время у военкоматов даже были специальные перечни с фиксированными ценами на автомобили всех отечественных марок.
- Сейчас документов с такими четкими суммами мы не имеем, так как у нас очень много иностранных авто, но, в любом случае, просто так у людей никто отбирать ничего не станет, - заверил полковник Николашин.
По его словам, работа по учету транспорта военкоматами - вовсе не бесполезная прихоть:
- У нас громадная территория, и если что-то начнется глобальное, будет происходить всеобщая мобилизация, так же, как и в дополнительных людских ресурсах, армия будет нуждаться в технике для перевозки солдат, военных и продуктовых грузов. Без нее мы не сможем провести мобилизацию, укрепить и развернуть оборонные действия. Именно для того, чтобы мы могли сделать это оперативно в случае необходимости, все должно быть упорядочено, поэтому в мирное время военкоматы проводят работу по учету автомобилей. Если мы делать этого не будем, то в случае ЧП начнется неразбериха, а этого допустить никак нельзя.