Еще не будучи общественным объединением, коллектив «Red Zone» провел свои первые автогонки - «Hell Drive». Потом была автовыставка у Дома дружбы, снова «Hell Drive», «Заруба», «Вьюга»… А недавно команда вернулась с республиканского чемпионата «Самурык», где ребята отстаивали честь павлодарского автоспорта.
Зная напряженный график команды, были опасения — участникам «Red Zone» будет явно не до встречи с журналистом. Ведь многие из них не только гонщики, но и люди работающие, учащиеся, имеют семьи. Однако пару минут на беседу ребята нашли.
- Поздравляю с завершением гонок! Какие впечатления?
- Спасибо, организация в Астане отличная и впечатления хорошие, - говорит руководитель ОО «Red Zone» Константин Музалевский. - Тем более что мы в этом году получили официальный статус команды Павлодарской области по автоспорту, и в этом качестве выехали на «Самурык». Уровень этой гонки с каждым годом растет. Когда ездили первый раз, в 2010 году, было проще. Сейчас хоть ее и анонсируют как любительскую, она далеко не такая. Выступают гонщики с богатым опытом, на дорогих и хорошо подготовленных машинах. Если затесался кто-то из новичков - на последних местах будет. Так как мы были единственной командой, представляющей Павлодар, хотелось презентовать его красиво, в единой экипировке, с едиными винилами на машинах. Задать тон, чтобы не говорили - вот, приехали какие-то слабаки.
- Погода соответствовала?
- Погода вмешалась нешуточно! Самое интересное, с чем мы столкнулись, это было в поездке в Темиртау, - подключается к беседе "редзоновец" Александр Ильин. - Часть команды уехала раньше, а мы попозже вечером - тащили машину на буксире. И на подкате у нас оторвалось колесо. Снег мел очень сильно, и нам пришлось в полевых условиях все это делать. Кое-как доехали до Темиртау, а там оставалось уже на самаркандское водохранилище до базы "Космонавт" доехать два с половиной километра. Повернули мы по дороге, а ее все сильнее заметает, заметает… В итоге мы закопались. Давай звонить ребятам. Они приехали и... тоже застряли! И откапывались мы так до пяти утра. Потом подъехали астанинцы и петропавловцы. Всей толпой копаем, а сзади нас сразу заметает. В итоге пришлось оставить машины и пойти пешком.
- Вот это экстрим. А не побоялись машины оставлять?
- Выбора не было, да и смысла не было сидеть. Потом утром трактор пришел и помог. В итоге это повлияло на подготовку к гонке - она была минимальная. Мы были и морально, и физически истощены.
- Расскажите о «Red Zone». Как появилось объединение?
- Сначала появилась просто команда «Red Zone»» - когда мы в 2010 году поехали на соревнование одной командой на асфальтовые гонки в Астану, - снова берет слово Константин. - У Александра Голубничего (член команды) появилась идея создать «Red Zone», и там мы участвовали с таким названием. А уже в 2013 году мы решили поднять планку до общественного объединения.
- Оно переводится как «Красная зона»… Это что-то означает?
- На тахометре есть такое обозначение, как «красная зона» - максимальные обороты двигателя. Таким образом, мы стараемся быть на максимуме и в гонках, и в жизни. Потому что нельзя зацикливаться на одних гонках. Это все взаимосвязано, как единый организм. У нас в уставе прописано: «популяризация и развитие технических видов спорта». Такой цели, чтобы занять кучу призовых мест и обвешаться медалями, у нас нет, главный смысл нашей работы - приобщить к автоспорту новых людей, и мы мы стараемся это реализовать по максимуму.
- Для того, чтобы стать «редзоновцем», обязательно иметь свое авто?
- Вовсе нет. У нас есть и фотографы, есть и те, кто занимается ремонтом машин. Например, братья Трубачи. Молодцы, они и учатся в университете, и помогают в организации всех мероприятий. Сейчас в объединении состоит около 20-30 человек, активных из них где-то 15. К нам обращаются ребята и из других городов. Например, из Экибастуза и Астаны. Они даже готовы выступать за нас на гонках, а один уже успел это сделать и принес нашей команде очки.
- Где обычно собирается команда?
- Пока что единого центра у нас нет. Собираемся и ремонтируем авто в разных местах. В дальнейшем, конечно, планируем, но не просто гараж сделать, а большой бокс. Чтобы мы могли зимой собирать и ремонтировать машину, тюнингом заниматься и молодежь привлекать. Но это пока что в планах.
- Автоспорт сегодня - это дорого?
- Любительский еще не так, а профессиональный автоспорт - недешево. К примеру, "Самурык" идет уже как массовая дисциплина, любительский сертификат тут не подойдет. И один его этап обходится в 70-80 тысяч тенге. А это еще и подготовка автомобиля, и его доставка на место. Бензин, питание, проживание. Туда-обратно в среднем 120 литров бензина уходит. А его расход на соревнование такой же, как и на дорогу. Потом, нужна хорошая резина. К примеру, один баллон «Континенталь» стоит 32 тысячи тенге. В итоге в среднем уходит около 300 тысяч тенге на 4 этапа «Самурык».
- Есть планы участвовать в профессиональном автоспорте?
- Да, но здесь нужна уже 100-процентная государственная поддержка. Потому что ни одна коммерческая структура, ни один бизнес не выдержит этого.
Большинство зрителей, приходя на гонки, не догадываются, какую массу работы нужно сделать, прежде чем авто начнут зрелищно "рассекать" на асфальте гоночной трассы. Акимат, ДВД, ДЧС, ЖКХ - это далеко не полный перечень мест, которые, по словам ребят, нужно обзвонить, обойти для согласования…
- Тут надо знать много нюансов, потому что закулисная работа большая. Нужно привлекать людей из разных областей и структур. Организация места, сцены, звука, безопасности места для зрителей, - объясняет Константин. - И потом, все гонки нужно согласовывать с республиканской федерацией автомотоспорта. Вот, к примеру, «Вьюга», которую мы провели между двумя этапами «Самурыка». Приехали с него уставшие, решили - сделаем все равно, порадуем людей! Было тяжело физически совместить. Тут еще, оказалось, срочно надо очистить гоночную трассу. А у нас с тракторами была загвоздка, один из них сломался. Хорошо, нашли второй трактор, его прямо с уборки сняли. Такие вот нюансы.
- То есть если захочется гонку провести через неделю…
- ...За неделю ее даже согласовать не успеете, - уверен Александр. - Чтобы приехали участники из других городов, гонку нужно согласовать с ФАМСом за два месяца, чтобы не было наложения с другими мероприятиями. А если это гонки областного масштаба, то здесь и судья должен быть квалифицированный, которого тоже еще надо найти. И потом, в Павлодаре места для гонок очень мало. Ладно, если это на частной территории, а если проводить на городской дороге, то нужно много кабинетов обойти.
- Тяжело совмещать ваше увлечение с работой ?
- У некоторых из нас есть и работа, и семья. Семья относится по-разному. У меня, например, девушка сама участвовала на «Вьюге», - улыбается Александр. - На красной Митсубиси, и разбила на машине бампер. Но это ничего, дело наживное.
- Есть конкуренция среди организаторов гонок? Например, кто «круче» проведет.
- Нет, да и не должно быть конкуренции, это же не бизнес. У нас маленький город. Если кто-то относится к общественной деятельности как бизнесу, это тупик.
Любые однотипные мероприятия в конечном счете приедаются, считают в «Red Zone», поэтому в организацию автогонок стараются внести какие-то новые «фишки». Ездят на соревнования в другие города и заимствуют полезные новшества. Константин уверен, если «просто приедет разукрашенная машина и примитивно покрутиться вокруг фишек», людям это будет неинтересно.
- Организовывали автовыставку, которая для города была первой. На нее мы по максимуму привлекли молодежные коллективы, собрали интересные машины. Например, ретро-авто 1947 года, Rolls-Royce и другие. Обычно у нас как - садимся, составляем план. Потом думаем: а давайте то, давайте еще это. И за два часа у нас список растет экспромтом, - рассказывает руководитель объединения. - В прошлом году проводили «Джимкану». И в нем участвовали молодые парни, которые чисто для себя занимаются машинами, увеличивают их мощность. Они крутили "банки" где-то, и им казалось, что это круто. А тут приехал Борис Мачкалян из Караганды, мастер спорта, и показал вообще, как ехать надо. Он не ехал, он скользил по асфальту. И ребята поняли, что им еще учиться, учиться и учиться. Это ведь здорово, когда все официально, когда за гонки присуждаются места.
Проблема для Павлодара - стихийность гонок, поэтому в планах у «Red Zone»Red Zone» сделать их регулярными. Тогда и «нелегальные» любители острых ощущений на дороге потянутся официальный автоспорт.
- А когда мы говорим — стритрейсинг, это все здорово и красиво звучит, но это умерло после первого фильма «Форсаж» в 2000 году. Ну где у нас гонять? Камеры на каждом углу, лежачие полицейские. Ты только разгонись, тебя щелкнет камера! - делится своим мнением Константин. - В России уже пережили нелегальный автоспорт, и сейчас там уже в Японию ездят на соревнования, то есть, с российского дрифта выходят на японский. Я не скрою, что все мы вышли из уличных гонок, все там участвовали, но детскими болезнями нужно переболеть в детстве. Идти нужно дальше.