Напомним, забрать в течение этого месяца должны были три тысячи тонн льготного горючего. В сельхозведомстве 1 апреля подвели предварительные итоги и сделали вывод, что аграрии запоздали с оплатой, сообщает "Обозрение недели".
Договоры с оператором заключили почти все фермеры региона, 98% (у всех районов - 100%, за исключением Иртышского - 90%). Но главный показатель активности аграриев - своевременная оплата. И только потом можно отправлять бензовозы на нефтебазу. Рассчитались, по оперативным данным, 78% от всех заявок. Вывезли 64% топлива, это порядка двух тысяч тонн.
- Буквально на один-два дня продление оплаты будет, но желательно, чтобы фермеры поторопились. Мы районы обзваниваем, всех предупредили, чтоб поторопились с оплатой, - рассказал нам руководитель отдела растениеводства и механизации управления сельского хозяйства Павлодарской области Есентай Мурсалимов. - На сегодняшний день Иртышский, Качирский и Железинский районы немножко задержались. С акиматами районов и городов я разговаривал, они говорят: сейчас будем перераспределять внутри района между теми хозяйствами, которые смогут оплатить.
Кстати, фермеры Майского района на 1 апреля не заплатили ни тенге за льготную солярку. Соответственно, не вывезли ни литра. Не торопятся забирать удешевленное дизельное и их соседи из Экибастузского района. Хотя просили всего ничего, на два района в целом приходится 53 тонны. Специалисты считают, что мешают погодные условия. Загородные трассы из-за буранов то и дело закрывают. А в самом Майском - сложная ситуация по паводкам.
Павлодар, в черту которого входят несколько сел, также запрашивал на март 5 тонн солярки. И тоже на начало апреля товаропроизводители и не заплатили, и не вывезли ни тонны.
Отстали по оплате и выборке и аграрии хлебного Иртышского района. Однако на этот район приходится самый большой объем дотационного горючего. На 1 апреля заключено договоров на 554 тонны, оплачено 243 тонны, вывезено 205 тонн, или 33% от объема. Нет вопросов к овощеводческим районам - Павлодарскому и сельской зоне Аксу, а также Баянаульскому и Щербактинскому. Вывезли дизельное полностью.
Стоимость льготной солярки прежняя - 69 тенге за литр. Снизить цену до этого уровня для фермеров решил сам оператор, с которым аграрии заключают договор на выборку ГСМ - по его словам, есть такая возможность из-за низких цен на рынке нефтепродуктов. Однако почему сельхозпроизводители нынче так слабо выбирают льготное горючее, непонятно. Ведь выдавать кредиты на весенне-полевые работы стали раньше обычного, финансовая поддержка у сельхозпроизводителей есть. Может быть, многие попросту успели прикупить дешевое дизельное топливо в России, и теперь не берут за ненадобностью?
В любом случае, сегодня существует запрет на ввоз бензина и дизельного топлива из РФ, он будет действовать 45 дней, до 20 апреля. Специалисты уверены, что это позволит освободить часть резервуаров и загрузить нефтезавод, который на тот момент был перегружен. А после поставки российского топлива, считают чиновники, возобновятся.
Рассчитаться за мартовское удешевленное топливо сельхозпроизводители должны сегодня-завтра. Отгрузку же продлили еще на десять дней. Одновременно начнут отпускать апрельские объемы, 6 тысяч тонн.