В Павлодарском художественном музее состоялся вернисаж персональной выставки фотохудожника Едыге Ниязова

Ниязовскую фотографию бесспорно и давно принято считать интеллектуальной. Некоторые называют ее «чистой», а сам Едыге Ниязов называл «прямой», сообщает Новое Время.

Его последняя прижизненная персональная выставка в октябре 2009 года в Санкт-Петербурге носила именно такое название - «Прямая фотография».

Куратор выставки, искусствовед Андрей Хлобыстин так представлял в те дни новую экспозицию петербуржцам: «Прямая фотография» - панорамный и внутренне монументальный цикл портретов героев независимой культуры, сделанных в то время, когда Ленинград вновь становился Петербургом. (Это знаменитое десятилетие с 1984 по 1993 гг. – время расцвета ленинградского андеграунда). Помимо чисто художественной ценности, ныне эти фотошедевры представляют еще и историко-культурный интерес. И, как обычно это происходит с выдающимися произведениями, в них присутствует что-то скрытое – грозная, веселая и роковая загадка, особенно беспокойная для того, кто всматривается в знакомые лица…».

«Едыге Ниязов - известный пейзажист, причем из лучших в этом жанре, - утверждает известный московский фотомастер Александр Слюсарев. - Пейзаж как таковой в его портретах не присутствует, но антуража вполне достаточно. Достаточно в той степени, в какой он помогает создать атмосферу неуловимого ощущения движения. И другое обстоятельство - чем больше смотришь на работы, тем они больше нравятся. Не частое качество в мире фотографий, рассчитанных на пролистывание и привлечение внимания во что бы то ни стало, в ущерб тому, что поэт назвал тонкими властительными связями».

«Стиль жизни Едыге Ниязова, его творческая направленность и углубленность у меня ассоциируются с Йозефом Судеком и Анселом Адамсом, - пишет в своей книге «Фотомастер» Светлана Пожарская. - И если правда то, что после смерти жизненная энергия человека не исчезает, а остается на Земле, то тогда вполне вероятно, что творческая энергия знаменитых классиков фотографии живет… в нем».

Книга «Фотомастер» вышла в 2001 году в Москве. Теперь и мы, вслед за Светланой Пожарской, будем надеяться на то, что творческая энергия знаменитых классиков фотографии, которая питала его, та жизненная энергия, что жила в нем самом, с его уходом не исчезли, а остались здесь, на нашей Земле… Надо только суметь ее вычленить, прочитать, почувствовать при встрече с его работами, в фотоработах его друзей, коллег, молодых последователей.

Тем более что такая встреча, спокойная и вдумчивая, с автором, его работами стала возможной после выхода в свет (правда, очень ограниченным тиражом) книги Избранных фотографий, подготовленной известными павлодарскими фотографами, членами фотоклуба «Орион» Сергеем и Татьяной Гришиными. Собранные вместе, под одной обложкой, почти двести фоторабот Едыге Ниязова производят мощнейшее впечатление. Выставка, открывшаяся в музее, это впечатление усиливает.

Только вот всякая выставка – это всегда короткое время. И все исчезнет, неизвестно на какой срок. Может, навсегда. А пока здесь потрясающий мир земной природы в его Чарынском ущелье и в Баянаульских древних камнях.

Его особый городской пейзаж. Ниязов с ностальгией снимал старый город (и не только Павлодар) – уходящую натуру. Покосившиеся заборы, исчезающие ставни, глухие окна на серых домах, забытые горшки, кривые ворота и грустные собачьи глаза на фоне пышно, но сиротливо цветущих вишен… Но нет в них убожества. Есть печальная красота, с уходом которой что-то безвозвратно теряем и мы.
Его знаменитые черно-белые портреты, где даже у героев, снятых средним планом, такие говорящие, такие волнующие глаза... «Портрет - мой любимый жанр наряду с пейзажем. А в последние годы, может быть, и впереди пейзажа, - говорил мне Едыге Решатович почти одиннадцать лет назад на своей выставке портрета в 2004 году. - Но по прошествии нескольких лет у меня больше интерес сохраняется к тем портретам, где изображены люди не совсем ординарные. Это тоже играет роль, какой человек изображен. Ведь всегда же, когда вы общаетесь с двумя людьми, один внутренне очень интересен, а второй не интересен, просто смазливое лицо. И только когда человек раскрылся, состоится портрет».

Временем творческого расцвета, неоспоримых фотографических откровений у Ниязова можно считать время его «серебряной фотографии» - 80-е и 90-е годы. Есть у него много очень интересных работ в цвете, но они не переспорят его черно-белые шедевры. И последняя его персональная выставка, приуроченная к 75-летию фотомастера, представлена только черно-белой фотографией – 94 работы. Пейзаж и портрет.

Выставка инициативная. Ученики Едыге Решатовича Ниязова сделали все и в материале, и в душевном плане, чтобы эта выставка прозвучала, как всегда, ярко, роскошно… С музеем решал все вопросы «Орион». Фотографии готовил к выставке Максим Андрес, потому что он единственный, кто имеет доступ к ниязовским негативам и фотографиям. Материальную сторону (рамки, пригласительные, буклеты…) взял на себя Альберт Шарипов (Шар). Свой материальный вклад внесли ученики Ниязова из «Ближнего круга». Не остался в стороне Александр Пархоменко.

Альберт Шарипов призвал народ: «Смотрите выставку, смотрите внимательно. Все фотографии, как уже говорилось, сделаны вручную. Может быть, это последняя выставка вообще, которую мы видим, подобная. Поэтому смотрите внимательно и запоминайте».

Его поддержала искусствовед музея Елена Дубовая: «Сейчас поднять такую выставку стоит дорогого. И все это на любви, которую мы все испытываем к Едыге Решатовичу».

Сохранится ли такая же пылкая любовь лет через пять, трудно сказать. Ничего невозможно утверждать. Но ни в одном из городских музеев нет коллекции фоторабот Ниязова. Зато они хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге, в музее фотографии г. Бьевра (Франция), в Московском Доме фотографии, Российском Союзе фотохудожников (Москва). Даже в Художественном музее, где он проработал несколько лет и немало сделал для создания фотоотдела в его фондах, его фотоколлекции нет. Значит, очередную выставку уже делать будет не на чем. Наши же энтузиасты далеко не Третьяковы и не Мамонтовы. Ни по деньгам, ни по душевному состоянию.

- Мир делится на свет и тень, - говорит Елена Дубовая, рассуждая о выставке. - То, что Едыге Решатович оставил огромное количество учеников, тоже о многом говорит. У него был огромный багаж гуманитарных знаний. Независимое мышление, назависимое мировоззрение тянуло к нему людей. У недавно ушедшего из жизни писателя Терри Пратчетта есть книга «Смерть – вор времени». Но хорошо, что этот «вор» оставил нам то, чем мы можем гордиться, на чем мы можем учиться, на чем мы можем свои мозги развивать.

Поделиться
+1