Международный день цыган отметили в мире 8 апреля. Что мы знаем об этом загадочном народе и в чем на его счет заблуждаемся?
Накануне праздника мы задались вопросом: а не найти ли нам в Павлодаре настоящего цыганского барона для интервью? Недолгие поиски привели к тому, что знающие люди популярно объяснили: на самом деле у цыган нет никаких баронов. Со времен своего исхода из Индии, в позапрошлом тысячелетии, они не признают над собой никакой власти, так что нашим собеседником стал не барон, а уважаемый павлодарский учитель, ныне пенсионер Николай Герасимович Садкевич.
- Николай Герасимович, много мифов существует о цыганах, расскажите, что в этих представлениях правда, а что - сказка. Вот если начать с барона…
- Я вам скажу: «цыганский барон» - это пошло, по-моему, с легкой руки Иоганна Штрауса, он написал такую оперетту «Цыганский барон». А как таковых баронов у нас, действительно, нет. Есть слово «баро» - вроде «старший, большой». В таборе были старейшины, их называли «баро», отсюда и это слово пошло. Но народ такой, слушайте, свободолюбивый, он не любит, чтобы им командовали. Может, поэтому, у нас ни флага, ни нации, ни родины фактически нет, - улыбается Николай Герасимович.
- Говорят, что есть все-таки гимн и флаг.
- Ну, это говорят, колесо там нарисовано, - мой собеседник чертит руками в воздухе, а потом машет: - но это все…
- Пока готовилась к интервью, вычитала, что больше всего цыган живет в США, в Бразилии и только потом в России, Молдове и Румынии. И что цыгане очень интересно делятся по так называемым нациям внутри этноса - в зависимости от места проживания: украинские сэрвы, венгерские ловари, румынские кэлдэрари, азиатские люли, русские цыгане, польские, крымские и так далее.
- Не только так они отличаются, еще и по вероисповеданию. Вот мы, допустим, христиане, а есть католики, есть мусульмане - крымские цыгане. Наш род мы ведем из польских цыган, из тех мест эмигрировали, фамилия у меня, видите, какая - Садкевич. Но мы сразу же осели в России и теперь считаемся русскими цыганами: я сам городской, мы никогда не кочевали. Мой прадед жил в Красноярском крае, в городе Минусинске, он был купец третьей гильдии, конезаводчик, лошадей выращивал. А потом грянула гражданская война, его раскулачили. Ни за белых, ни за красных он не был - остались нищими. А потом попали сюда, в Казахстан.
- Говорят, что польских цыган не так много.
- Ну, да, обычно много румынских, молдавских цыган.
- А в Павлодаре кто преобладает? Люли?
- Нет, люли - это те, кто приходит побираться из Туркменистана, например, и вообще из глубины Средней Азии, а мы - русские цыгане, среди местных русских цыган попрошаек нет.
- Связи никакой не поддерживаете с люли?
- Нет, мы их не знаем, к тому же язык у них другой. Проходишь иногда мимо, они просят, пацан чуть ли не за руку цепляется. Я начинаю ему говорить по-цыгански, а он меня не понимает и даже не пытается понять, только глазами хлопает.
- А вы хорошо знаете цыганский язык?
- Конечно. У нас в доме и по-цыгански, и по-русски говорили. Если брак смешанный, например, жена русская, там дети больше склонны говорить по-русски, но им потом трудно среди цыган. Я своего сына не отдал в детский садик, пока он чисто не заговорил на родном языке, и только, когда я почувствовал, что он его не забудет, я отвел его в садик, лет пять ему тогда было. И внук у меня сейчас отлично по-цыгански шпарит.
- Так вот, к чему это я: цыгане - выходцы из Индии, и правда ли, что вы можете смотреть индийские фильмы без перевода? Или хотя бы понимать отдельные слова.
- Отдельные слова. Но тоже единичные случаи: «ило» - и у них, и у нас значит «сердце», «ловэ» - «деньги», отсюда и нынешнее жаргонное «лавэ». А вот даже не индусов, а крымских цыган мы вообще не понимаем, у них свой диалект или язык, много заимствований. Литовских цыган, лотвов, тоже не понимаем, разные наречия совсем.
- Правда ли, что у цыган не престижно заниматься определенными профессиями, например, журналистикой? Или работать на фабрике. Есть такой миф, по крайней мере.
- Вы знаете… на счет профессий я так скажу: есть две нации на свете, которые всегда гонимые, - это евреи и цыгане, только евреи всегда стремились к науке, всегда были грамотными, а у цыган наоборот, никогда своих детей на учебу не отдавали. От этого вся беда и идет, понимаете. Девушка научилась читать-писать, а выйдет замуж, и все пропадет, ее учеба ни к чему будет - так оно получалось. Это редко когда кто-то получает образование.
- Даже сейчас?
- Конечно, проблемы такие есть еще, сколько угодно. Для молодежи особенно сложно найти работу, если нет образования, и это одна из главных проблем в судьбе цыган. И не потому они не учатся, что способностей нет, они ведь умные ребята, выживали в любое время, в самых трудных условиях. Но вот родители не очень стремятся дать образование, и это неправильно, конечно.
- Я слышала, что обычно цыгане рано женятся.
- В 18-19 лет у нас девушки выходят, это нормальный возраст, но не раньше. Я за свою жизнь - а мне 68 лет - не помню такого случая, чтобы в 16 лет кто-то замуж выскакивал. Зато у нас все по любви: иногда происходит так, что девчонки убегают из дому замуж, иногда воруют невест - но по согласию. Если это делается против воли девушки, то тут строго: собираются старейшины, решают вопрос - «не ты же вырастил эту девочку, чтобы судьбу ее определять, какое ты имел право тогда ее красть?». А если она по любви убежала, ну… - Николай Герасимович разводит руками. - Бывает, родителям и не нравится, что она в эту семью идет, но, тем не менее, она любит своего жениха, значит, с ним и останется. Хотя разрешение родителей на брак традиционно является очень важным, и когда парень решает жениться и говорит об этом своей семье, то его родители собирают родню и идут свататься в дом невесты. Перед этим еще берут ветку или палку, покрывают ее платком и наряжают этот платок лентами и деньгами. Если отец невесты эту ветку берет, значит, он согласен свою дочь отдать в новую семью.
- Хорошо, что все полюбовно решается, но если любовь свою до 30 лет так и не встретил - такое вообще бывает? Можно долго в девках сидеть?
Этот вопрос моего собеседника очень веселит:
- Да не припомню, не было такого у нас! Может, иногда только, если женщина растила детей, у которых нет ни отца, ни матери, вырастила их, а самой уже сорок лет - тогда какое ей уже замуж.
- А разводиться можно?
- Да сколько угодно, как и у всех. Особенно сейчас, в нынешнее время. Фильмы про цыган мне не очень нравятся, там много такого показывают, чего у нас на самом деле нет. На той же цыганской свадьбе в фильмах «горько» кричат, прилюдно целуются, а у нас такое даже представить трудно.
- Наверное, цыгане сейчас уже почти не кочуют?
- Верно, не кочуют. А вы думаете, что - этот кочевой образ жизни нравился цыганам? Нет же, от безысходности кочевали, и то зимой обычно на постой к кому-то просились, в деревнях жили, а в каких условиях - я даже не представляю. А потом, когда хрущевский указ о запрете кочевок вышел в 1956 году, цыгане осели на постоянное место жительства. Люди стали дома покупать, строиться.
- Цыгане дважды пытались вступить в Ассамблею народа Казахстана, но так и не вступили. Как думаете, почему?
- Вот я только говорил, что у нас нет главных, баронов. У нас вольная жизнь. Диаспора создавалась в Алматы или в ближнем зарубежье - в Самаре. Но когда одно лицо берет на себя такую миссию, ему никто не подчиняется, потому что цыгане не хотят, чтобы над ними кто-то властвовал. Вот ты назвал себя цыганским президентом, а кто ты такой, слушай? И что ты можешь сделать лично для меня, раз ты президент? В Казахстане таких - точно нет. Одно время, еще при СССР, меня вызывали в обком комсомола и предлагали возглавить цыганскую диаспору, и я там объяснял, что никто у нас не согласится, меня не поймут совершенно. В Алматы один себя провозгласил, но его люди не понимают, и пользы, проку от него нет для всех цыган. Он может свои личные дела решать, вот и все.
- И День цыган не отмечают? - задаю вопрос, на который заранее знаю ответ. Узнала еще, когда Николай Герасимович сообщал домашним, по какому случаю к ним корреспондент пожаловал: «7 или 8 апреля - Международный день цыган», - объявлял он в комнатах и на кухне. Его домочадцы встречали это известие возгласами, в которых сквозило умеренное любопытство.
- У нас - нет, а традиции и обычаи, в основном, касаются свадеб: за день-два до свадьбы молодежь с песнями и танцами обходит дома, зовет людей на свадьбу. Но цыган у нас мало, видите, в Павлодаре - семей 75, а чисто цыганских и того меньше, под 50.
- Свадебные обряды - это понятно, а вот традиционное гадание? Вам цыганки гадали?
- На картах, да - и сходилось: говорят же, что карты не врут. Бабушка, царствие ей небесное, раскидывала карты, хорошо умела это делать.
- Не секрет, что мнение о цыганах часто неоднозначное. Не обидно это?
- Конечно, обидно бывает. Если кто-то узнает, что я цыган, иногда себя выше начинает считать, а почему это? Неправильно. Но есть и правда беда с тем, что в массе своей цыганам не хватает образования, это надо менять, это самое главное, и я это не устаю повторять. Ведь народ-то талантливый сам по себе, музыкальный. Пение красивое, многоголосое - без репетиций, без ничего, на три-четыре голоса поем таборные песни.
- Но сам табор вы никогда не встречали, значит?
- Они приезжали в 70-80-х годах, стояли на Иртыше, ставили палатки, но это было чисто по коммерции: потом продавали тряпки и уезжали обратно, обычно в Молдавию. Сейчас уже точно время кочевий прошло, но любовь к свободе - осталась.