Часть казахстанского населения эмпирическим путем пришла к двум выводам: первый - началась полномасштабная торговая война с Россией, второй - весенний паводок опять стал полной неожиданностью для властей. Оба вывода неправильные.
Во-первых, как не очень аргументировано, но очень убедительно пояснил вице-министр национальной экономики Каирбек УСКЕНБАЕВ, никаких торговых войн между Россией и Казахстаном нет. Это, оказывается, у нас такой замечательный торговый мир, когда две страшно дружественные страны эшелонами возвращают друг другу продукты. То Казахстан по-братски депортирует обратно российскую курятину, сыры, молоко, масло, конфеты и мясо, то из России с любовью возвращаются к нам наши кефир, молоко и дыни. Следом за этим Казахстан, демонстрируя свою приверженность контракту о вечной дружбе и добрососедству, собирается ввести ограничения для российских производителей соков, куриных яиц, муки, макарон, дрожжей и патоки. Российская сторона, разумеется, тоже не преминет показать верность надежному союзнику и подготовит симметричный ответ, запретив на своей территории продажу каких-нибудь казахстанских товаров. Разве это война? Так, товарищеское бомбометание коврижками, потому что при создании ЕАЭС у наших переговорщиков от правительства, видимо, не хватило то ли силы, то ли силы воли, чтобы отстоять интересы своих производителей.
Во-вторых, что касается паводка, заместитель министра внутренних дел Владимир БОЖКО, отвечающий у нас за все чрезвычайные ситуации, подтвердил, что весенние сюрпризы не были для него неожиданностью. Это раньше члены правительства всегда удивлялись неразумности окружающей их природы: то весна внезапно наступит, то сразу после лета осень нагрянет, то зима придет, когда ее не ждали. Но теперь-то любой министр выучил порядок смены времен года. А сам Божко о том, что будет апрель, знал еще в феврале: ему при встрече разные ученые-климатологи и специалисты «Казгидромета» рассказали о «показателях осеннего увлажнения почвогрунтов и наличии снегозапасов в бассейнах рек». В общем-то, не велика наука. Местные жители и без климатологов знали: коль снега на полях много, весной талые воды пойдут в реки, те выйдут из берегов, и случится половодье. Тем не менее, генерал Божко паводка ждал. Готовился к нему. Ему дважды снилось даже, как он на лодке спасает с островка зайцев.
Замминистра облетал с акимами областей русла всех рек, делал пометки на секретных картах, подчиненные ему специальные подразделения МВД численностью 8561 человек тоже готовились к экстренному реагированию, усиленно тренировались и чинили 1255 единиц техники, включая 9 вертолетов и 211 плавсредств. Только вот когда паводок строго по расписанию пришел, вдруг выяснилось, что поделать с ним ничего нельзя. Конечно, тут же нашлись сочувствующие, которые стали говорить, что служба чрезвычайных ситуаций работает не так слаженно, потому что ее из отдельного самостоятельного ведомства перевели в состав МВД, где вопрос, чем заняться – то ли преступностью, то ли борьбой с ней – традиционно стоит остро. Не нам тут обсуждать структурные реформы власти: не передали же службу ЧС в состав Министерства иностранных дел – и то хорошо.
Одно радует – замминистра Божко продолжает уверять, что он контролирует ситуацию. Так что, без паники, граждане! 50 населенных пунктов и 1149 домов в 17 районах Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей попали в зону затопления не просто так, а под его строгим контролем. Понятно, что разрушение 5 мостов и 17 с лишним километров на 89 участках тоже не бесконтрольно происходило, а под наблюдением Божко и его службы. Контролирует он и то, как бурный поток вот-вот накроет пригороды Астаны. Впрочем, сами жители столицы могут не беспокоиться. Их Владимир Божко заверил, что «плотина в районе аэропорта, построенная по личному указанию главы государства, защитит город от любого возможного паводка». А если эту дамбу вопреки личному указанию таки прорвет, то он все равно будет держать под своим неусыпным контролем дальнейшее развитие паводка.
В эти дни Владимир Карпович давит на жалость словами: «Выше головы не прыгнешь» и «Простите меня, я не Бог». Знал, что будет потоп и готовился к нему. Теперь вовсю контролирует его. Все идет по плану. Зачем причитать? Скромничает, наверное.
Тем временем председатель Комитета по защите прав потребителей, Министерства национальной экономики Алиакпар МАТИШЕВ предложил ужесточить контроль уже на внешних границах, чтобы сомнительные продукты вовсе не попадали на прилавки. В общем, торговый мир с Россией крепчает день ото дня. Ты уже записался добровольцем?
Берегите себя!