В Алматинской области 38-летнюю женщину заставляют выйти замуж за брата ее покойного супруга, у которого уже есть семья. Если она откажется, у нее заберут детей. Это объясняют древней традицией аменгерства.
По словам этнографов, раньше казахи имели по несколько жен потому, что хорошо следовали обычаю аменгерства, или левирата, сообщает Радиоточка. Современные казахи в некоторых регионах, по-прежнему, придерживаются этого обычая, но их очень мало.
«Казахи по своей природе не обижали сироту и вдов. Поэтому и соблюдали обычай аменгерства. Обычай левирата у казахов назывался аменгерлик. «Аменгер» в переводе означает «брат умершего, наследующий ему». В казахском языке сохранилось специальное название для вдовы, желающей после окончания траура повторно выйти замуж. Такую женщину именовали жесир. Так дети эти женщины оставались среди своих близких родственников», — рассказал этнограф.
Жительница Алматинской области, 38-летняя Аида раньше и понятия не имела о старой казахской традиции аменгерства. Она узнала о ней, когда потеряла год назад мужа. После 40 дней, об обычае ей рассказала свекровь. Сейчас женщина раздумывает, что делать дальше и как поступить.
«У меня двое детей, все время после замужества я сидела дома и выполняла работу по дому. Муж нас полностью обеспечивал и я ни в чем не нуждалась. Год назад он попал в аварию и погиб. Мы все время жили с его родителями, а его старший брат живет с семьей отдельно. Когда провели 40 дней, мне свекровь сказала, что мне по обычаю аменгерства, нужно выйти замуж за его брата, который на 4 года старше моего покойного мужа. В противном случае, они намерены отнять у меня детей. Не знаю теперь, что делать. Не хочу вмешиваться в чужую семью, но и с детьми не хочу расставаться», — говорит Аида.
На данный момент нет точных данных, в каких регионах такой обычай соблюдается и сколько браков было заключено согласно ему.
«Я думаю, что это имеет не очень широкое распространение. Оно, возможно в развитии, но это пока не социологическая тема. Потому что социология оперирует большими явлениями. Во-первых, мы не проводили и такое не фиксировали, но то, что это возможно, вполне вероятно»,- подчеркнула глава ОФ «ЦСПИ Стратегия» Гульмира Илеуова.
Многоженство — одна из обсуждаемых тем казахстанского общества. Алматинец Марат считает, что его необходимо узаконить. Таким образом, по его мнению, можно было бы улучшить демографические показатели, уменьшить количество одиноких женщин и побороть проституцию. Сам Марат, по его словам, имеет 3 жен, которые живут в крупных городах страны.
«Самая моя младшая жена живет в Караганде, она младше меня на 20 лет. Наш союз поддержала, в первую очередь, ее мама. Я ее обеспечиваю и в 22 года она родила мне сына. Старшая моя жена в начале сопротивлялась, ведь мы женились еще в Советское время, но со временем она привыкла. Я не намерен останавливаться на 3 женах, в скором времени еще раз женюсь, по канонам ислама, это разрешается»,- говорит 55-летний Марат.
Один из алматинских имамов, не пожелавший афишировать свое имя, рассказал, что он нередко в мечети регистрирует полигамные браки, а некоторые верующие имеют даже по три-четыре жены Обычно это уже состоявшиеся личности, которым по силу обеспечить несколько домов.
«Можно говорить, что их ряды из года в год пополняются»,- говорит имам.
Про полигамные браки хорошо наслышана известная художница Ансаган Мустафа. По ее мнению, таких браков не так много, но очень часто это обсуждается.
«Раньше ведь брали несколько жен не от скуки, как это делается сейчас. Раньше, во время нашествия врагов, погибали мужчины и спасшиеся женились на одиноких вдовах. Нынешние мужчины не хотят брать женщин с детьми, они женятся на молоденьких и красивых и ломают им судьбы»,- считает художница.