В сентябре 2014 года на VI Гражданском форуме Гражданским альянсом Казахстана подготовлен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности НПО».
В проекте закона присутствует ряд прогрессивных норм, некоторые из них, предлагающих введение механизма грантового финансирования неправительственных организаций и премий для НПО из бюджета государственных средств.
По словам Президента Гражданского альянса Казахстана Н.Еримбетова, на данный момент законодательством Республики Казахстан предусмотрен только один вид финансирования деятельности НПО – государственный социальный заказ, размещаемый среди НПО на конкурсной основе в рамках законодательства о государственных закупках. Он предполагает реализацию социальных программ и проектов, разработанных в строгом соответствии с требованиями заказчика (в данном лице могут выступать центральные и местные государственные органы) и не ориентирован на поддержку инициатив неправительственных организаций, а также выделение средств на их развитие.
Гражданский альянс Казахстана предлагает механизм грантового финансирования, который в свою очередь, учитывает опыт предоставления грантов международными и иностранными организациями. Таким образом, законопроект предусматривает выделение бюджетных средств на финансирование социальных проектов и программ, разработанных самими НПО. А также, чтобы снизить зависимость итогов конкурса от решения государственных органов на выделение грантов предполагается осуществлять через специальный Центр. Далее, деятельность этого Центра будет координироваться уполномоченным государственным органом и общественной наблюдательной комиссией.
Введение Премий для НПО необходимо для поощрения наиболее профессиональных НПО, которые вносят ощутимый вклад в развитие страны.
Кроме того, в законопроекте предусмотрены государственные Гранты, не более 10% которого НПО могут распределять на административные расходы и свое институциональное развитие.
В поддержку законопроекта выступили партнеры Гражданского альянса (порядка 50 организаций), региональные лидеры общественного мнения.
Есть предположение, что в перечень поправок включат обязательства для собственников интернет-ресурсов и сервисов, которые обрабатывают, сохраняют и размещают на территории Казахстана персональные данные граждан Республики Казахстан.
В процессе рассмотрения законопроекта альянсом был проанализирован международный опыт в этой сфере. Эта норма о едином операторе взята из европейской практики фондового финансирования НПО. К примеру, в Германии создаются посреднические фонды для распределения государственных средств среди НПО с целью реализации отраслевых социальных проектов на местах.
В российском законодательстве предусмотрен выбор операторов, которые в дальнейшем проводят конкурсы и выделяют по их результатам гранты другим НПО для реализации социально значимых проектов.
В Хорватии средства национального бюджета, направленные на поддержку НПО, распределяются посредством единого оператора – так называемый - «Офис по сотрудничеству с НПО».
Венгерское правительство также в 2003 году учредило Национальный Гражданский Фонд, предназначенный непосредственно для развития гражданского сектора страны. Целью всех этих фондов является помощь государству в распределении средств для НПО.
Внедрение предложенной практики в отечественное законодательство будет, по их мнению, способствовать расширению прозрачности в распределении госсредств, а также повышению доверия между государством и НПО.
Если учесть, что правом законодательной инициативы обладают Парламент и Правительство разработчики законопроекта намерены обратиться во все эти инстанции с целью рассмотрения законопроекта в максимально благоприятном режиме.
Нельзя не отметить, что деятельность этих организаций не у всех имеет созидательный характер. Распространение и внедрение через НПО деструктивной информации может повлечь негативные последствия в целом для страны и дестабилизировать общественность. Поэтому следует обратить внимание государственного аппарата на эту проблему в рамках укрепления законности и государственности и устранить указанный вакуум в общественной жизни.