Мимо пожилой женщины в бифокальных очках, теплом пальто и платке, скромно сидящей со своим багажом на лавочке у здания вокзала, каждый день проходят сотни людей.
Таких нежелательных гостей столицы здесь много, их предпочитают либо не замечать, либо отправлять в отделение, чтобы не пятнали «лицо» города.Но история 63-летней жительницы Семипалатинска Галины Марьясовой вызывает жалость и сострадание даже у людей в форме и заставляет закрывать глаза на официальные предписания.
До 2006 года Галина Марьясова жила в собственной квартире в Семипалатинске. По ее словам, соседи были настроены к ней недружелюбно. Якобы, соседские дети разбивали окна в ее квартире, периодически подпирали входную дверь, чтобы у женщины не было возможности выйти, кто-то пытался вскрыть замки.
Апогеем творящихся странностей стало то, что по дороге в ЦОН рядом с бабушкой остановилась «Газель» и незнакомые люди заставили ее сесть в машину. Галина уверяет, что ее привезли в психиатрическую лечебницу и держали там около месяца, внушая, что необходимо лечение. Вернувшись к себе домой, женщина обнаружила, что в ее квартире живут посторонние люди, которые к тому времени уже успели сменить замки и выписать Галину из ее же дома. На все возражения и вопросы ей порекомендовали «больше тут не появляться», рассказывает пенсионерка.
«Люди, которые отобрали у меня квартиру, многих моих знакомых инвалидов и одиноких пожилых людей просто затравили и присвоили себе их жилье. Они также и у мужа моего, который жил отдельно, дом отобрали в 2007 году, а потом и у меня. Мне знакомые тогда посоветовали сходить в ЦОН и взять адресную справку. Оказалось, уже целый год в доме мужа прописан другой человек — Омаров Арман Ержанович, 1988 года рождения. Муж стал скрываться после того случая, его тоже запугали, сейчас мы поддерживаем связь через знакомых», — говорит Галина Марьясова.
Она уверяет, что наняла адвокатов и писала заявления во всевозможные инстанции, но «для мошенников словно не существовало закона».
Галина рассказывает, что провела много ночей на вокзалах, в центрах адаптации, в церкви, на квартирах и в гостиницах, которые она снимала на последние деньги. И все это время она не прекращала оббивать пороги государственных учреждений, где, как ей казалось, должны помочь. Большинство поданных заявлений перенаправляли обратно в Семипалатинск, а некоторые и вовсе не принимали, говорит бездомная.
Шли годы и бродяжнический образ жизни постепенно стал привычным. Главное правило- не доверять никому и держаться подальше от тех, кто может обмануть или обидеть.Из-за постоянного нервного напряжения и отсутствия поддержки у женщины начались психологические проблемы: развилась мания преследования, патологическое недоверие к людям, страх принять помощь от незнакомых людей. С осени 2014 года Галина Марьясова живет в Астане, хотя правильнее сказать выживает.
Один из неравнодушных жителей города Чингиз Оспанбаев всеми силами старается помочь пенсионерке — он случайно встретил ее на вокзале и, узнав печальную историю, не смог пройти мимо. Чингиз разместил пост о Галине в социальной сети, люди стали откликаться, предлагать помощь вещами, продуктами и деньгами. В планах Чингиза было определить ее в бесплатный пансионат для пожилых людей, созданный общественным деятелем Бибисарой Бейсенбаевой, подключить благотворительные организации, но из-за страха снова быть обманутой Галина отказывается куда-либо ехать: «Я помощи ни у кого не просила. Ехать с незнакомыми людьми непонятно куда я не хочу. Вот, если бы мне дали адрес, и я бы сама поехала туда, посмотрела, и мне бы там понравилось, то почему бы мне там не пожить».
«Проблема в том, что пансионат находится далековато, Галина сама просто не найдет его. А из-за моей настойчивости она уже рассказывает стражам порядка, что я ее преследую. Меня на вокзале, по-моему, уже все знают, я пятый день подряд езжу к ней, то денежку привезу, то продукты. Хорошо, что она от этого не отказывается», — говорит Чингиз Оспанбаев.
К слову, у Галины Марьясовой есть проблемы со здоровьем: в конце 2013 года она сама попросилась в одну из городских больниц столицы, врачи приняли ее в стационар и провели все необходимое лечение.
В этом году пенсионерка уже обращалась в бывшую железнодорожную больницу, по словам женщины, ей отказали. «Я их понимаю, они говорят — от меня дискомфорт, но что поделать, если помыться и постирать свои вещи мне негде», — сетует Галина.
Якобы отказал в приеме и столичный центр социальной адаптации: «Они сначала предложили оставить все мои вещи за воротами и сказали, что тогда позволят пожить здесь, а когда я отказалась, они предложили мне уйти». Для пенсионерки, потерявшей все свое имущество, расстаться еще и с тем малым количеством вещей, которые она нажила за годы скитаний, кажется невозможным.
Галина Марьясова до сих пор не потеряла надежду на лучшее, она все еще верит, что рано или поздно государство вернет ей квартиру. Снова возвращаться в Семипалатинск она не планирует, говорит, что «житья ей там не дадут».
Она мечтает, что после того, как обретет жилье, она продаст квартиру и купит себе домик в пригороде или в деревне, подальше от чужих людей, которые, как считает Галина, так и норовят обмануть ее или ограбить.
А пока женщина продолжает ночевать на вокзале, каждый день ездит в район старого рынка за недорогими обедами, терпит недовольство охранников и администрации и радуется редким проявлениям человеческого к ней отношения.