В городе Абае трое незнакомцев избили 26-летнего командира отделения объединенного учебного центра Абайской воинской части Даулета Топарова, в результате чего он месяц пролежал в коме с проломленным черепом.
Трагедия произошла осенью прошлого года, однако виновные в преступлении до сих пор не наказаны, сообщает «Новый вестник».
В тот день Даулет пошел в баню с друзьями. Когда он вышел оттуда и закурил, к нему подошли трое незнакомых парней. Причина конфликта осталась неизвестна, но друзья нашли сержанта лежащим на земле. Он был в сознании, и товарищам показалось, что серьезных травм нет, поэтому они отвезли его домой.
«Он пришел домой к своей невесте и лег спать. А утром не проснулся. Оказывается, у него был проломлен череп – многооскольчатый перелом височной доли. Он спал на спине, вся кровь стекала внутрь, образовалась гематома в затылочной части головы. Его отвезли в реанимацию, врачи говорили, что не выживет», – рассказала мать пострадавшего Гульсум Топарова.
Молодой сержант перенес трепанацию черепа, все осколки костей из мозга удалили.
«Нам тогда нужна была материальная помощь. Я работаю сторожем, у меня зарплата 27 тысяч, со мной дочь живет, у нее зарплата 35 тысяч. Этого мало, чтобы за сыном ухаживать. Когда он в реанимации лежал, только чтобы порцию питающего лекарства купить, нужно было 10 тысяч. Спасибо родственникам, друзьям, они помогали. Военные с части тоже собрали около 90 тысяч. Нашли хороших нейрохирургов», – говорит Гульсум.
Когда Даулета осмотрели присланные его коллегами врачи, оказалось, что надлежащего ухода за ним не было: тело парня покрылось пролежнями, медперсонал не утруждал себя заботой о находящемся в бессознательном состоянии человеке. Военные решили отправить Даулета в областной медицинский центр. На новом месте парня лечили еще месяц. Его снова прооперировали, шансов было крайне мало, но Топаров все же остался в живых. Однако никакой связи с внешним миром у парня практически нет. Врачи поставили ему диагноз «апаллический синдром» или, как его еще называют, бодрствующая кома. При апаллическом синдроме поражается кора головного мозга: человек может все видеть и слышать, но не может усвоить информацию, утрачиваются мыслительные функции.
«Слава богу, он начал видеть и слышать, раньше и этого не было. Он сам поворачивает голову иногда. Мы с дочкой по очереди за ним ухаживаем: я два часа, потом и она столько же. По очереди ходим на работу. Его нужно переворачивать, кормить через трубочку, протирать. Массжист к нам ходит, массирует его, чтобы не было пролежней. Специальным аппаратом прочищаем ему бронхи, чтобы не было мокроты», – поясняет мать пострадавшего.
У Даулета недавно родилась дочь, но он ни разу не держал ее на руках и не разговаривал с ребенком. Парень теперь не говорит ни с кем, лишь лежит в кровати с застывшим взглядом.
При апаллическом синдроме возможно полное восстановление функций головного мозга, все зависит от правильного ухода.
«Мы не теряем надежду. Он же начал видеть и слышать, значит, к нему возвращается сознание, он реагирует, если рядом кто-то двигается. Сейчас нам главное – найти средства на его реабилитацию. Врачи сказали, что нужен хороший уход», – говорит Топарова.
Между тем те, кто довел Даулета до такого состояния, так и не ответили за свой поступок. Виновников установили сразу, даже возбудили уголовное дело. Нашли троих подозреваемых, двоих сразу отпустили, вину на себя взял один из них, однако и его тоже отпустили под подписку о невыезде.
«Этим делом занимается Абайское РОВД, говорят, что еще расследуется, вроде. Но ко мне никто из полицейских не приходил. Один раз звонил следователь, просил приехать в отдел, а я сына не могу оставить. Он сказал, что сам приехать не может, и трубку положил. Они ждут, когда Даулет сможет давать показания, опознает тех, кто его избил. А когда он сможет это сделать? И сможет ли? Неужели так никто и не ответит?», – возмущается Гульсум.
Женщина написала жалобу в областную прокуратуру. Но пока ни в полиции, ни в надзорном органе не дают никакой информации об этом деле.
Для тех, кто желает поддержать Даулета Топарова, публикуется номер его счета в АО «Казпочта»:
KZ91563050PN00183487, карточка № 4189751548860629.
Счет Гульсум Топаровой в Народном банке KZ456010002002191454,
карточка № 4402576502880920.
Контактный телефон Гульсум Топаровой 8-775-568-15-63.