Нелегальные автобусы курсируют из Павлодара в Качирский район и возят людей, не имея на то никаких прав, утверждает обратившийся к нам официальный перевозчик по этому маршруту Андрей Кабдельманов. Недавно такой битком набитый автобус опрокинулся в кювет, и только чудом не пострадали люди.
Одна из пассажирок злополучного рейса, Айгерим, которая в этой аварии потеряла телефон (он утонул - авт.), рассказала следующее:
- На автобус я села на павлодарском автовокзале, и недалеко от Качир у него лопнуло колесо - или слетело, я точно не знаю - и автобус на большой скорости понесло влево. Мы вылетели в кювет, заполненный водой, там какое-то не то озеро, не то пруд. Было страшно, но все отделались только испугом, нам очень повезло. Когда выбрались из салона, были совершенно мокрые, но зато мы увидели, что сзади скопилось много машин. Проезжающие люди не остались равнодушными, начали подбирать пассажиров. Лично за мной приехали, забрали, а так - кто ехал на попутках, кто, как и я, ждал своих родственников и друзей.
Официальный перевозчик по маршруту Теренколь-Павлодар-Теренколь Андрей Кабдельманов рассказывает, что семьи пассажиров в тот день оборвали ему телефон: возмущались, спрашивали о том, что случилось и в каком состоянии находятся родные им люди. Однако Андрей ничего ответить им не мог: людей из Павлодара в Качиры везли не на его автобусах.
- Позже мне удалось выяснить, что водитель слетевшего в кювет автобуса имел право перевозить пассажиров только до Сычевки (населенный пункт в Павлодарском районе), и уже одно то, что авария произошла в километре от села Качиры, доказывает тот факт, что по моему маршруту вовсю курсируют нелегалы, - сообщил Андрей корреспонденту «Версии».
- Расскажите по порядку: что происходит с перевозками в Качирском районе?
- Моя история в этом деле началась с декабря 2014 года, когда я выиграл тендер и стал основным перевозчиком по маршруту Теренколь-Павлодар. Всю зиму я провозил людей нормально: ни одного рейса не сорвал. И меня никто не беспокоил: кому охота в морозы на трассу выезжать. Но с марта, как только пассажиропоток начал увеличиваться, потянулись нелегалы.
- Другие фирмы имеют право перевозить людей по этому же маршруту?
- Не имеют, если у них нет соответствующего разрешения - а его нет, и если я могу предоставить свой транспорт в нужное для пассажиров время. До того, как я стал основным перевозчиком, ситуация у нас была такая: до меня перевозчик, который пять лет работал по тендеру, график не соблюдал, автобусы могли неделями не выходить на маршрут, особенно в зимний период. Автопарк у него был старый - хоть и иномарки, но настолько изношенные, что двери на ходу отваливались, колеса отлетали. Пасажиры жаловались. Его нерегулярность была на руку тем людям, которые выставляли на маршрут свой транспорт. И тут, понимаете, я пришел со своими новыми автобусами. Работаю стабильно, взял в лизинг три автомашины «Газель». Да, пусть это микроавтобусы, но хорошего качества. Людям, которые раньше выходили на маршруты, стало некуда ставить свои автобусы. Но они все равно теперь не хотят уходить, получается, начали ко мне в карман лазить. Автобусы на Качиры уходят из Павлодара, например, за полчаса передо мной, в Качирах - та же ситуация. Я разругался с павлодарским автовокзалом, перешел на железнодорожный вокзал, оттуда теперь отправляются мои автобусы. Что делать с Качирской автостанцией, не знаю, видимо, оттуда тоже уходить придется.
- Вы жаловались куда-то на нелегалов?
- Обращался куда только мог. Как-то купил билет на «левый» автобус, звоню в транспортную инспекцию - приезжайте, посмотрите, вот у меня билет на руках, этот автобус придет утром. Они не отреагировали. Мои автобусы идут из Качирского района пустые, по два-три человека в салоне. А чужие автобусы, нелегальные, идут по этому же маршруту полные. Даже в выходные, когда пассажиропоток самый большой, мои «Газели» ходят в назначенное время порожняком. А почему? У меня последний рейс по расписанию - в 14:10, и вообще-то, билеты на автостанции должны продаваться только на утренние и обеденные часы, когда ходят мои автобусы. Однако пассажиры заранее покупают билеты на вечер, на автобусы «Вольво», они знают, что уедут не утром или днем на моем транспорте, а вечером - на других автобусах. Но как они могут покупать билеты на них заранее, если неизвестно, приедут эти автобусы вообще или нет? Значит, на автостанции, где формируют рейс, заранее точно знают, что на эти рейсы можно продавать билеты, а значит, существует договоренность между нелегалами (или проходящими автобусами - А.К.) и автостанцией, иначе сам факт формирования рейса был бы невозможен. Между тем - и это в законе прописано - автостанция должна загружать сначала официального перевозчика. И если есть необходимость в дополнительном транспорте в вечернее время, то и спрашивать должны в первую очередь меня, могу я предоставить этот транспорт или нет. Я на телефоне - с пяти утра и до полуночи, если надо, мои водители повезут пассажиров практически в любое время. Да, конечно, если так получается, что все мои «Газели» уже на маршруте, то без проблем, людей можно сажать на проходящий автотранспорт. Но у меня еще никогда не спрашивали, нужен ли людям дополнительный автотранспорт, и могу ли я предоставить его по вечерам. Дело в том, что я могу их предоставить, понимаете? Но кому-то, видно, выгодно загружать чужие рейсы, а не мои. И вот это очень обидно. Я знаю, например, что в Иртышском районе людей возят иртышане, в Баянаульском районе - баянаульцы, а у нас вот такая ситуация, своего же, качирского, перевозчика притесняют. А я хотел возродить местный автопарк, оформил под него землю…
- По телефону вы говорили, что буквально проводите собственное расследование. Много материала насобирали?
- Компромата - огромная пачка: фото, видео, свидетели, документы, билеты. Я отправляю людей, они берут билеты на рейсы у нелегалов, пожалуйста, можете посмотреть. Кстати, цену те выставляют на 20-50 тенге меньше, чем на мои рейсы. Когда на автостанции узнали, что я эти билеты прикрепляю к всевозможным жалобам, то начали продавать их без чеков, чтобы потом говорить, что я эти билеты где-то сам отпечатал. Мои люди, которые эти билеты покупали, стали возмущаться: почему чека нет к билетам. Им отвечают: приходите на посадку, там, если вам нужно, чек отобьем. Но долго они так не продержались, теперь опять с чеками продают, никого не стесняются.
- Инспекция транспортного контроля не провела никакого расследования?
- Выписали мне штраф почти на 20 тысяч тенге за то, что в салонах моих автобусов нет их телефона, транспортной инспекции, то есть. И выписали примерно такой же штраф директору качирской автостанции. За что именно его наказали, мне не говорят, ссылаются на конфиденциальность информации, хотя внеплановую проверку там инициировали по моей жалобе. Я спросил в инспекции: а зачем мне номера ваших телефонов в салоне размещать, если вы не можете порядок навести? Однажды дошел до отчаяния, своими автобусами блокировал на автостанции в Теренколе автобус нелегалов, перегородил дорогу. Переговоры с автостанцией затянулись на несколько часов, некоторые пассажиры вышли и начали меня защищать, объясняли директору Сергею Ермакову что я прав. Тот делал вид, что не понимает ничего: крыл матом моих водителей и все. Потом я все-таки пропустил нелегала - пассажиров жалко стало, они-то ни при чем.
Андрей Кабдильманов показывает видеодоказательства и комментирует:
- Вот «Вольво» с экибастузской табличкой пришел в Качиры. Как он там мог оказаться?
На экране один из водителей официального перевозчика интересуется, на каком основании заезжий гость переманивает пассажиров, а экибастузский водила пожимает плечами: «Меня вокзал послал, я поехал».
- Знаете, в этой войне, которую мне объявили, все продумано: на качирской автостанции даже «Газель» держат с особым расчетом: она такая страшная, что не рассказать. Людей на нее садят, пассажиры приходят в ужас и говорят потом, что на микроавтобусах больше никогда не поедут. Вот такая антиреклама, все продумано. Помню, как эта подсадная «Газель» приехала на павлодарский вокзал и прямо там сломалась. В этот момент я стоял на вокзале, мой автобус был абсолютно пустой, - с горечью говорит Андрей.
- Что вы будете делать теперь?
- Во-первых, я буду упирать на стабильность рейсов. Ни один рейс я не прикрыл, даже если автобусы пустые ходят. Плюс попутно дождусь, как отпишутся все органы, куда я послал жалобы. Пойду на второй круг - на уровне области. И, видимо, буду уходить с Теренкольской автостанции, как ушел с автовокзала в Павлодаре.
- После того, как инспекция транспортного контроля выписала штраф директору качирской автостанции, ситуация как-то изменилась?
- Да, нелегалов стало еще больше, душат с удвоенной силой.
Корреспондент «Версии» попросила прокомментировать эту ситуацию Сергея Ермакова, руководителя автостанции в Теренколе. Он сообщил, что, по его мнению, ничего противозаконного не совершается:
- Нелегалов никаких нет, приезжайте, посмотрите. Билеты, видео - это все было подделано.
- У официального перевозчика - «Газели», а по маршруту на постоянной основе ходят автобусы «Вольво». Это тоже подделка?
- Это все неправда.
- То есть, «Вольво» никогда не ходил из Теренколя в Павлодар?
- Ходит дополнительно, по выходным. Это вечером мы осуществляем (рейсы - авт.). Всегда так делали. Это только в воскресенье.
- А документы на перевозку у них имеются?
- Конечно! Фирма «Interbus» обслуживает маршруты по всему Казахстану.
- А вот недавно была авария с автобусом, который вылетел в кювет. Дело было в пятницу, люди в основном ехали в Качирский район.
- Этот автобус шел дополнительный на Железинку. Там просто баллон выстрелил, и никто не виновен, ни водитель… никто.
- А если бы люди пострадали? Кто бы отвечал?
- Перевозчик.
- В будни «Вольво» ходит в Качирский район?
- Нет, не ходит. Только проходящие из Омска.
- Вас недавно оштрафовала инспекция транспортного контроля. За что?
- Меня пока еще никто не штрафовал, мы подали в суд (заявление - авт.), будем разбираться. Там неправильные факты. Там такое расплывчатое все, что вообще непонятно, за что выписали предписание. Написано - четыре нарушения, а что там, как… Ну, опротестовываем с юристами.
- Прокомментируйте видео, когда у вас на автостанции стоит микроавтобус и забирает людей в Павлодар, тогда как рядом находятся пустые автобусы официального перевозчика.
- Назовите номер. А, это вполне легальный перевозчик, обслуживает маршрут Павлодар-Церковное.
- А почему он набирает людей в Теренколе?
- А где он должен стоять?
- Видимо, или в Павлодаре, или в Церковном? И почему он набирает людей одновременно с официальным перевозчиком?
- Да он никогда в ту сторону не ездит, не совпадает с этим перевозчиком. У них даже время никогда не совпадает!
- Но в тот момент, видимо, совпало?
- Я вам говорю, что это легальный перевозчик, он работает уже лет 20. Мы же не только обслуживаем маршрут Качиры-Павлодар, но и все проходящие маршруты. Обилечиваем и все.
- Кабдильманов говорит, что на его автотранспорт не сажают людей, только на проходящие.
- А когда он идет, проходящих рейсов практически нет, - удивляется директор качирской автостанции. И то ли делает вид, то ли правда не понимает, что официальный перевозчик главнее проходящих рейсов, и приоритет должен быть у него.
Пока Андрей Кабдильманов будет обивать пороги чиновников и правоохранительных органов, зададимся вопросом: куда все-таки смотрит инспекция транспортного контроля? Работа этой организации вызывает вопросы уже не первый год. В этом году в кювет слетел битком набитый пассажирами автобус-нелегал, и только чудом обошлось без жертв, а в прошлом году, если помните, по Иртышу запросто ходили теплоходы, которые по своему техническому состоянию не имели права покидать причал. Однако теплоходы курсировали регулярно, хоть и нелегально, и в середине июля произошло столкновение теплохода и моторной лодки, в результате которого один человек погиб. В инспекции транспортного контроля корреспонденту «Версии» тогда сообщили, что не знали о самовольных теплоходных прогулках. Потом появилось сообщение, что теплоход совершал пробный рейс после ремонта, и на борту были только члены экипажа. Хотя в нашу редакцию тогда звонили пассажиры теплохода и сообщали о том, что это был обычный рейс, за который они заплатили деньги. И знать не знали, что теплоход не имел права двигаться с места.
Теперь снова на перевозках возникает ситуация, когда нелегалы могут угрожать жизни пассажиров, которые не разбирают, легально или нелегально ходит автобус. Если продали билеты в кассе автовокзала или автостанции, значит, все нормально. Однако кто даст гарантию, что следующий нелегал не станет для доверившихся ему людей Хароном - тем существом, что перевозит души людей в подземное царство мертвых?
«Версия» просит департамент агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции обратить внимание на ситуацию на маршруте Теренколь-Павлодар-Теренколь и разобраться с ней.