Статистика преступлений против детей, в том числе со стороны педофилов, свидетельствует о недостаточности принимаемых сегодня мер по профилактике таких преступлений со стороны всех уполномоченных органов. Системности в работе здесь нет. Правоохранители реагируют только на уже случившиеся факты насилия — возможность их предотвращать не используется. Об этом в своем выступлении на заседании Координационного совета по обеспечению законности заявил заместитель генерального прокурора РК Андрея Кравченко.
«Надо предупреждать, а мы – реагируем»
Чтобы не быть голословным, заместитель генпрокурора привел несколько примеров. В том числе напомнил о недавнем случае в Алматы, когда камера видеонаблюдения зафиксировала факт нападения педофила на 10-летнюю девочку. Были и другие, более шокирующие примеры.
— В городе Шахтинске Карагандинской области обнаружено тело 8-летнего ребенка с признаками насильственной смерти, который в течение длительного времени, а точнее почти 2 недели, подвергался физическому и сексуальному насилию со стороны своего дяди, — рассказал заместитель генпрокурора. — При этом родители ребёнка состояли на учете органов внутренних дел как лица, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию детей, неоднократно привлекались за это к административной ответственности. Очевидно, что ребенок продолжал оставаться в опасности, однако более радикальных мер никто не принимал.
Андрей Кравченко считает, что для предотвращения преступлений против половой неприкосновенности, в том числе детей, необходимо выработать понятный план действий. Пока же в их профилактике – сплошные провалы.
Слабый контроль – раздолье педофилам
Андрей Кравченко особенно отметил тот факт, что наиболее часто жертвами преступлений со стороны педофилов становятся несовершеннолетние из неблагополучных семей, либо семей, в которых взрослые, решая материальные проблемы, не уделяют своим чадам достаточного внимания и оставляют их практически без контроля со своей стороны.
— На сегодня в органах внутренних дел на учете состоит более 12 тысяч неблагополучных семей, в которых воспитываются около 18 тысяч детей. Все эти дети являются потенциальными жертвами насилия. К сожалению, говорить о том, что с такими семьями проводится надлежащая профилактическая работа, не приходится, — отметил Кравченко. – При этом далека от совершенства и работа по контролю за лицами, ранее совершившими преступления сексуального характера, и по блокированию возможности их общения с детьми.
По словам заместителя генпрокурора, несмотря на то, что таким людям запрещают работу с детьми, до сих пор есть случаи, когда им удается попасть на работу в учреждения, где воспитываются дети и подростки. В данное время в Генпрокуратуре говорят о том, что им известно 42 таких случая по всей республике.
Кадровый вопрос
Оставляет желать лучшего и подбор персонала для школ. По мнению руководителей надзорного органа, назрела необходимость психологического тестирования претендентов при приеме на работу, связанную с воспитанием, обучением и образованием детей.
— В апреле этого года выявлен факт совершения развратных действий со стороны учителя физкультуры одной из школ Петропавловска в отношении ученицы 2 класса, — сообщил Кравченко. – Как выяснилось, он занимался этим на протяжении двух месяцев прямо на уроке физкультуры, пока мать не заявила об этом в полицию. Самое удивительное, что он проработал в школе без малого 23 года.
Помоги себе сам
По словам заместителя генерального прокурора, статистика показывает, что почти 40% преступлений совершается по причине слабого присмотра за детьми со стороны родителей и близких. Мало того, взрослые все реже объясняют детям, как надо вести себя в тех или иных ситуациях, чтобы иметь возможность спастись от преступника.
— Дети продолжают не закрывать входные двери, когда остаются дома одни, отзываются на различные предложения неизвестных лиц на улице, входят с незнакомыми людьми в лифты, не знают безопасных маршрутов при возвращении домой, — говорит Кравченко.
Андрей Кравченко так же отметил, что для наиболее эффективной защиты детей от самых разных посягательств на безопасность детей и подростков необходимо реформировать службу участковых инспекторов полиции. В том числе и школьных полицейских. Однако для этого сначала необходимо решить ряд вопросов: их занятость, качественный состав подразделений, и главное – вопрос достойной оплаты труда.

Не знаю, пусть меня поправят или объяснят. У меня неоднозначное отношение к этой проблеме. Рискну пояснить, хватая минуса к репутации. 1. эти случаи реальны, кого-то ловят и сажают или это раздувают СМИ. Очень легко нагнетать истерию в данном вопросе при отсутствии реальных фактов. зато можно получить средства на искоренение позорного явления. 2. в детстве слышать не слыхивал про подобные проблемы, родители весь день на работе. Дети после школы играли, гуляли. Т.е. в случае реальности этого явления - налицо явные его рост. 3. Считаю, что нельзя бороться с отдельными преступлениями. Они лишь отражение общей картины правопорядка или недостатка такого. В обществе верховенства закона, где все равны перед ним, где нет избранности, где преступность изживается вообще, наступает порядок. Когда дети спокойно бегают на улице. Не боясь лихача на джипе или того же педофила. 4. Кстати, о лихачах. А где цифры? Мне кажется, гораздо больше детей страдают в ДТП. Но борьба с владельцами крутых машин опасна. Гораздо удобнее пиариться на всю страну на педофиле. И здесь мы возвращаемся к п.3.